Пещерный человек стоит на страже современных генов.

Скелет неандертальца (на переднем плане) и современного человека (на заднем) стоят бок о бок в Музее естественной истории в Нью-Йорке (American Museum of Natural History) – они уже давно считаются ближайшими «родственничками» (фото с сайта foxnews.com/AP).

Неандертальцы и современные люди в лице кроманьонцев сосуществовали на территории Европы от 45 000 до 30 000 лет назад. Но в конце концов род Homo neanderthalensis сошёл на нет. Почему – никто точно не знает. Впрочем, некоторые уверены, что отдельные уцелевшие особи до сих пор живут среди нас. Разгадка этой задачи превратилась в популярнейший эволюционный пазл.

Итальянский антрополог Давид Карамелли (David Caramelli) из университета Флоренции (Università degli Studi di Firenze) и его коллеги утверждают, что им удалось успешно секвенировать митохондриальную ДНК, извлечённую из останков 28-тысячелетнего «пещерного человека». То был кроманьонец – один из ранних представителей вида Homo sapiens.

Выделенные генетические комбинации в значительной степени совпадают с оными у современных европейцев, но отличны у тех, что принадлежат неандертальцам. По мнению учёных, это может пролить свет на причины исчезновения данного вида людей.

Обломки кости 28-тысячелетнего «пещерного человека», из которых удалось извлечь ДНК (фото Guido Barbujani).

Отчёт об исследовании опубликован в PLoS ONE.

Согласно одной из основных гипотез, известной как «Мы из Африки» (Out of Africa), предки современного человека расселились с территории Чёрного континента относительно недавно – не позднее 50 000 лет назад. Когда они добрались до Европы, неандертальцы были обречены пасть в силовых столкновениях, от болезней и вообще в виду менее продвинутых интеллектуальных способностей.

Другая известная точка зрения, «гипотеза смешения», состоит в том, что неандертальцы — не независимый вид, а продукт межвидового скрещивания. В том числе с древними людьми. Соответственно, какая-то часть генома у них должна быть общей с Homo sapiens.

Аргументы в поддержку «африканской» версии появились ещё в 1997 году, когда шведский генетик Сванте Пяябо (Svante Pääbo) из института эволюционной антропологии Макса Планка (Max-Planck-Instituts für evolutionäre Anthropologie) секвенировал ДНК 30-тысячелетнего неандертальца и обнаружил у него столь небольшое число комбинаций, присущих современному человеку, что это было сразу же истолковано как результат контаминации – привнесения биочастичек извне.

Указанная проблема, кстати, является одной из наиболее животрепещущих при генетическом анализе любых останков. Описанию методов анализа учёные уделяют в своих работах первейшую роль.

Многие возлагали большие надежды на то, что удастся найти кроманьонца, сделать анализ его ДНК, а потом уже сформулировать более точные выводы.

Подумать только, ещё каких-то 30 000 лет назад наши предки с каменными топорами по пещерам бегали. Вверху: два изображения реконструированного облика неандертальца. Они условно соответствуют двум основным рассматриваемым гипотезам: слева – мужчина, мало похожий на современного человека (его вытеснили «люди из Африки»), а справа – мальчик, которого если подстричь, можно смело в школу определить (продукт смешения, видимо). Внизу: одна реконструкция и одна стилизация под кроманьонцев – это уже вполне современные люди. Если и отличались, то совсем чуть-чуть (иллюстрации с сайтов wordpress.com, leseyzies.info, abc.net.au, truthspeaksout.com).

Карамелли и его коллеги решили заняться именно этим. Они впервые попытались расшифровать генетическую последовательность праевропейцев ещё в 2003 году, когда удалось извлечь биоматериал из костей 25-тысячелетнего мальчика и 23-тысячелетней особи женского пола.

Исследователи сосредоточили своё внимание на митохондриальной ДНК, поскольку она сохраняется лучше и в бóльших количествах, чем ядерная. Полученные комбинации не совпадали с «неандертальскими», зато, по словам учёных, свидетельствовали о практически полной их идентичности с современным человеком.

Многочисленные скептики, впрочем, сразу же заявили, что и в этот раз произошло смешение.

Но настойчивый Карамелли в своём последнем исследовании применил новую технологию сохранения первозданной чистоты ДНК: на этот раз только семеро специально обученных людей имели доступ к останкам. Для большей достоверности секвенирование происходило одновременно в двух лабораториях – в Италии и Испании.

Во всех кусочках костей, подвергшихся анализу, удалось выделить одни и те же мутации в гипервариабельных участках митохондриальной ДНК (HVR1). Они же присутствуют у современного человека (фото Guido Barbujani).

Полученные результаты опять подтвердили, что кроманьонцы – прямые предки современных людей. А вот совпадающих с неандертальцами последовательностей обнаружено не было.

«Гипотеза о межвидовом скрещивании не подтвердилась», — считает один из авторов исследования Гвидо Барбуяни (Guido Barbujani) из университета Феррары (Università degli studi di Ferrara).

Тем не менее некоторые учёные опять сомневаются, что обошлось без привнесения современных частиц.

Например, Хендрик Пойнар (Hendrik Poinar) из университета Макмастера (McMaster University) предполагает, что выделенные последовательности могут в действительности и не относиться к кроманьонцу.

«Избежать контаминации чрезвычайно тяжело, но я рад, что группа Карамелли изо всех сил пытается это сделать», — добавляет он.

С другой стороны, чистота эксперимента и способности итальянских учёных на поприще анализа генетического материала не так уж важны. Смешивались они или нет – факт остаётся фактом: кроманьонец победил неандертальца.

У обоих видов были равные шансы, но одни оказались более способными – два медведя в одной берлоге не уживаются.

<<