Учёные выдвинули новую версию гибели тираннозавров.

В статье, опубликованной в открытом доступе в журнале PLoS ONE, учёные утверждают, что динозавр испытывал сильную боль (фото Field Museum).

Палеонтологи из университета Висконсина в Мэдисоне (University of Wisconsin-Madison) обследовали более 60 скелетов тираннозавров и пришли к выводу, что царапины и углубления на челюстях каждого шестого динозавра являются не шрамами от прежних «боевых ранений», а следами деятельности древнего паразита.

В число десяти особей вошёл и тираннозавр Сью (Sue) из чикагского музея Филда (Field Museum). Учёные считают, что дыры, диаметр которых варьируется в пределах 0,5-2,5 сантиметра, а глубина достигает 1 сантиметра, могли быть сделаны простейшим одноклеточным паразитом Trichomonas gallinae.

Точно такие же паразиты встречаются в клювах современных птиц. Любопытно, что у голубей симптомы болезни не проявляются. А вот хищные птицы (соколы или ястребы) сильно страдают от нашествия трихомонад. Микроб поражает ткани нижней части клюва и задней части глотки примерно таким же образом, что и у T. rex.

Скелет Сью (вверху) был найден в 1990 году в Южной Дакоте и в 2000-м выставлен на всеобщее обозрение. Длина тела животного составляла почти 13 метров, а вес 7 тонн. Пол динозавра доподлинно неизвестен, а назвали его так в честь первооткрывательницы – Сью Хендриксон (Sue Hendrickson), американского палеонтолога. Внизу показана челюсть в приближении, белыми стрелками отмечены отверстия (фото Phil Velasquez/The Chicago Tribune, иллюстрация PLoS ONE).

Ранее учёные почти всегда относили царапины на черепе ящеров к следам, оставшимся от их драки гигантов между собой. Однако эти царапины отличаются от «ходов», проделанных паразитами. У последних края довольно ровные и аккуратные, зуб же оставляет на кости неровный след с острыми краями.

Что же касается путей распространения паразита, то велика вероятность, что заражение происходило либо в той же драке, либо при поедании одного динозавра другим. Вольф, однако, замечает, что следы T. gallinae были обнаружены только у T. rex.

«Я думаю, это были очень болезненные ощущения. Возможно, тяжелее всего динозавру было глотать и дышать», — рассказывает в пресс-релизе университета Висконсина Эван Вульф (Ewan Wolff). Он также считает, что инфицированные животные могли даже умереть от голода (например, в случае со Сью болезнь была явно в запущенной стадии, палеонтологи обнаружили в её челюстях около 10 отверстий).

На этой иллюстрации сопоставлены изображения черепа и дыр в челюсти с возможным внешним видом больного доисторического ящера. Поражение тканей показано жёлтым цветом (иллюстрация Chris Glen/University of Queensland).

«Не просто поверить в то, что такие гигантские динозавры, как Сью, могли стать жертвой паразита. Теперь, когда я увижу обычного голубя, я уже не стану на него смотреть так, как прежде», — говорит один из участников исследования, доктор Стивен Солсбери (Steven Salisbury) из университета Квинсленда.

Данное открытие косвенно подтверждает родственные связи динозавров и птиц. Биологи считают, что паразиты эволюционируют вместе со своими хозяевами. А значит, трихомонады (те же или родственные виды) могли быть переданы динозаврами птицам в наследство.

<<