Миссии 2011-го года: корабли снабжения

В начале 2011 года у доков Международной космической станции произойдет беспрецедентно быстрая смена грузовых космических кораблей сразу нескольких мировых космических держав. Корабли снабжения доставят более 10 тонн еды, компьютеров, медицинского оборудования, расходных материалов, запасных частей, экспериментального оборудования, не говоря уже о предметах первой необходимости для повседневной жизни на орбите.

Демонстрируя многонациональные усилия по поддержанию жизни, работы и исследований на МКС в начале второго десятилетия, грузовые корабли из Японии, Европы и России были и будут запущены к станции в январе и феврале, сразу за которыми последует шаттл Discovery.

Разработанный Японским агентством аэрокосмических исследований [JAXA, Japan Aerospace Exploration Agency] грузовой космический корабль HTV2 [H-II Transfer Vehicle] 27-го января был пристыкован к МКС. Аппарат был запущен 22-го января с японского космодрома Танэгасима, получил название Конотори-2 [Белый аист] и стал вторым японским грузовым кораблем. Следом [30-го января] осуществил стыковку запущенный 28-го января с космодрома Байконур российский грузовой космический корабль Прогресс М-09М. Второй грузовой космический корабль [ATV, Automated Transfer Vehicle] Европейского космического агентства [ЕКА] получил название «Иоганн Кеплер» и будет запущен с космодрома Куру во Французской Гвиане 15 февраля.

Стыковка японского грузового космического корабля с МКС

Второй японский грузовой космический корабль

HTV2 – беспилотный грузовой космический корабль 10 м в длину и 4,4 м в диаметре. Аппарат способен доставлять грузы на станцию на внутренней и внешней подвеске. HTV был запущен из космического центра Танэгасима ракетой-носителем H-IIB и доставил 3814 кг припасов. После сближения HTV2 со станцией астронавты 26-ой экспедиции Кэтрин Коулман [Coleman] и Паоло Несполи [Nespoli], используя руку - манипулятор Canadarm2, захватили и пристыковали аппарат к модулю Harmony.

После выравнивания давления между грузовым кораблем и станцией экипаж открыл люк и начал разгрузку припасов: от продуктов питания и одежды для астронавтов до новых компьютеров, исследовательского оборудования и расходных материалов. Среди нового исследовательского оборудования градиентная печь для создания высококачественных кристаллов из расплавов материалов [Japanese Kobairo gradient hearing furnace], прототип установки по поиску путей восстановления воздуха на космических аппаратах [Amine Swingbed technology demonstration] и Агрокультурная камера МКС [International Space Station Agricultural Camera], которая будет делать снимки зон растительности Земли в видимом и инфракрасном диапазонах.

Не считая шаттлов, HTV – единственный космический корабль, способный осуществлять доставку грузов на МКС на внешней подвеске. Груз устанавливается на открытой платформе, которая размещается в негерметичной части HTV.

Масса HTV2 с грузом 16.061 кг, общая масса негерметичного груза на внешней подвеске 927 кг, в том числе 902 кг – груз НАСА, 24 кг – груз Канадского космического агентства.

Внутри герметичного отсека HTV2 разместилось 2928 кг груза, в том числе 1293 кг – груз НАСА, 1635 кг – груз JAXA. Из общей массы груза герметичного отсека 630 кг – это провизия для экипажа, 1626 кг – исследовательское оборудование с соответствующими расходными материалами, 609 кг – оборудование для станции, 49 кг – компьютеры с соответствующими расходными материалами, 14 кг – оборудования и расходные материалы для выходов в открытый космос.

HTV2 будет нести два изделия НАСА в негерметизированном грузовом модуле. Эта платформа будет перенесена на станцию комбинацией роботизированных манипуляций.

Платформа с прикрепленным грузом будет извлечена из внешнего грузового отсека астронавтами Несполи и Коулман, которые будут управлять манипулятором Canadarm2 из обзорного купола МКС. После этого, управляя рукой – манипулятором модуля Кибо, астронавты Коулман и Келли [Kelly] возьмут платформу у Canadarm2 и установят ее на открытую площадку в конце лаборатории Кибо. Управляемые операторами из Хьюстона, Canadarm2 с роботом Dextre [Dexterous Manipulator System] будут использованы для извлечения с платформы запасной поворотной муфты системы терморегулирования [Flex Hose Rotary Coupler] и грузового транспортировочного контейнера. Оба устройства будут временно храниться на Dextre до переноса их в окончательное место хранения на Внешнем грузовом модуле № 4 [External Logistics Carrier 4], который будет установлен на ферме станции во время миссии шаттла Discovery STS-133. Используя японский манипулятор [модуля Кибо], астронавты уберут внешнюю платформу HTV2 с открытой площадки модуля Кибо и передадут ее назад Canadarm2, который поместит ее обратно во внешний грузовой отсек HTV2.

Через 3 недели после стыковки с «обращенным к Земле» узлом модуля Harmony HTV2 будет перемещен манипулятором Canadarm2 на «обращенный в космос» узел того же модуля. Причина этих манипуляций – запланированные в рамках миссии шаттла Discovery операции. После отлета с МКС шаттла HTV2 вернется на первоначальный узел, что обеспечит правильное положение для автоматической отстыковки. HTV2 будет состыкован со станцией 2 месяца, после чего корабль будет заполнен мусором, отстыкован и затоплен в Тихом океане.

Российские грузовые корабли

Через неделю после запуска HTV2 Федеральное космическое агентство России запустило 41-ую миссию снабжения МКС Прогресс М-09М. Корабль был запущен с космодрома Байконур ракетой-носителем Союз-У. 30-го января грузовой космический корабль в автоматическом режиме пристыковался к модулю Пирс. Прогресс М-09М доставил около 2,7 тонн груза, в том числе 870 кг топлива, 50 кг кислорода, 420 кг воды, 1400 кг сухого груза.

Согласно графику, Прогресс М-09М будет пристыкован к МКС до конца апреля, после чего корабль будет загружен мусором, отстыкован и по команде войдет в атмосферу Земли, где он сгорит. В этом году Россия запустит еще 5-ть грузовых космических кораблей к МКС [Прогресс М-10М – Прогресс М-14М].

Второй европейский грузовой космический корабль

С уходом системы Space Shuttle ATV станет самым большим и грузоподъемным кораблем снабжения космической станции. Второй корабль этого типа был назван в честь немецкого астронома и математика Иоганна Кеплера, его запуск назначен на 15 февраля. Масса заполненного грузом корабля составит более 20 тонн.

ATV выступает в качестве грузового транспорта, склада и тягача для подъема орбиты. Наряду с лабораторией Columbus многофункциональный космический корабль – один из основных вкладов Европы в станцию, работа которой зависит от регулярных поставок топлива, исследовательского оборудования, а также воды, воздуха и еды для астронавтов. ATV может нести в три раза больше топлива, чем КК Прогресс.

ATV2 совершит стыковку в автоматическом режиме с узлом служебного модуля Звезда, расположенного в конце российского сегмента МКС. Корабль доставит около 6,6 тонн груза. В герметичном отсеке будет доставлено 1600 кг груза для нужд экипажа станции, в том числе 1300 кг – груз НАСА и 275 кг – груз ЕКА, где 96 кг – исследовательское оборудование и комплектующие, 597 кг – оборудование для [станции] и запасные части, 636 кг – поставки для экипажа, 45 кг – портативные компьютеры и связанные с ними поставки, 26 кг – оборудование для выхода в открытый космос. В дополнение к сухим грузам ATV2 доставит 100 кг кислорода, которые могут быть использованы астронавтами непосредственно на поддержку системы регенерации кислорода из восстановленной воды.

Кроме того, корабль доставит топливо. Около одной трети от общего его количества – 850 кг – могут быть переданы по системе топливопроводов для использования двигателями станции. Оставшиеся две трети – 4000 кг – останутся в баках ATV2 и будут использованы для коррекции орбиты станции двигателями самого ATV2.

ATV2 размером с классический лондонский двухэтажный автобус, общая длина – 9,8 м, диаметр – 4,5 м. Корабль оснащен четырьмя солнечными батареями общей мощностью 4800 Вт, имеет четыре основных двигателя и 20-ть двигателей системы управления ориентацией. ATV использует стыковочное устройство российского производства.

Европейский грузовик будет пристыкован к МКС более трех месяцев, после этого он будет заполнен мусором, отстыкован и получит команду войти в атмосферу Земли.

Если все запуски пройдут по графику, то в феврале впервые за историю существования МКС в составе станции будут: Space Shuttle, Союз, Прогресс, ATV и HTV. В конце 2011 года на станцию впервые прибудет коммерческий корабль снабжения компании SpaceХ.

Стыковка российского грузового космического корабля с МКС