Коршуны отпугивают соперников пластиковыми пакетами


Молодые коршуны почти не украшают свои гнезда (А), птицы в расцвете сил (10–12 лет) занимаются украшательством наиболее активно (B), к старости число украшений снова снижается (C). Фото из обсуждаемой статьи в Science
Молодые коршуны почти не украшают свои гнезда (А), птицы в расцвете сил (10–12 лет) занимаются украшательством наиболее активно (B), к старости число украшений снова снижается (C). Фото из обсуждаемой статьи в Science

Черные коршуны украшают свои гнезда разными предметами, отдавая предпочтение обрывкам белых пластиковых пакетов. Это делается не для привлечения брачного партнера, потому что самец и самка украшают свое гнездо вместе, уже после формирования семейной пары. Как выяснилось, яркие украшения информируют соперников о силе хозяев гнезда, что позволяет сильным птицам избежать ненужных драк. Возможность обмана исключается благодаря «социальному контролю»: птицы, украсившие свое гнездо ярче положенного, подвергаются усиленным атакам конкурентов.

Самцы многих животных рекламируют свою силу и здоровье при помощи специальных украшений, таких как яркая окраска или ветвистые рога. Некоторые размещают рекламу не на собственном теле, а на «внешнем носителе»: например, украшают гнездо. Шалашники и вовсе перешли к «чистому искусству», возводя бесполезные для выращивания птенцов архитектурные сооружения исключительно с целью соблазнения самок (см.: Подлинное творчество несовместимо с показной скромностью, «Элементы», 29.06.2010).

Главной целью такого украшательства обычно является привлечение брачных партнеров. Но есть и другая функция: информирование потенциальных соперников о собственной силе и статусе. В принципе, каждой особи полезно знать силу соседей хотя бы для того, чтобы не лезть в драку с заведомо сильнейшим. Но как обеспечить «честность» сигналов? Сильным особям выгодно рекламировать свою силу, чтобы избегать ненужных столкновений: ведь и в драке со слабейшим можно получить травму. Однако слабым особям честно сообщать окружающим о своей слабости вроде бы незачем. Казалось бы, слабому выгодно пойти на обман: пусть все принимают его за сильного. Конечно, если все слабые начнут украшаться, как сильные, система коммуникации потеряет смысл и просто исчезнет, отсеется отбором. Наверное, так иногда и происходит. В ходе эволюции, по идее, должны сохраняться только такие системы информирования сородичей о собственной силе, в которых обман невозможен или невыгоден. Для этого сигнал должен быть достаточно трудноподделываемым, дорогим, он должен быть слабым «не по карману». Иногда это достигается за счет так называемого «социального контроля»: вырядившись не по рангу, слабая особь навлекает на себя агрессию заведомо более сильных конкурентов.

Черные коршуны украшают свои гнезда уже после формирования семейных пар, причем и строят гнездо, и украшают его оба супруга вместе. Следовательно, это делается не для привлечения брачного партнера. Испанские орнитологи, в течение многих лет наблюдавшие за большой популяцией коршунов в национальном парке Доньяна, пришли к выводу, что украшения служат «честным» сигналом, информирующим потенциальных конкурентов о силе хозяев гнезда.

Коршун, не имеющий своего участка, не имеет шансов оставить потомство. Подходящих участков на всех не хватает. «Безземельные» птицы вынуждены добывать пропитание на чужих участках. Время от времени они нападают на хозяев, чтобы прогнать их и захватить территорию, и иногда им это удается. Драки коршунов бывают весьма жестоки. Кроме того, коршуны иногда воруют друг у друга добычу. Всё это создает предпосылки для развития системы информирования сородичей о собственной силе и статусе.

Авторы провели ряд экспериментов, чтобы получить ответы на следующие четыре вопроса:

1) Являются ли украшения надежным индикатором силы хозяев гнезда и качества их участка?

2) Реагируют ли другие птицы на украшения выгодным для хозяев образом?

3) Является ли сигнал «дорогим» и обходится ли он дороже слабым птицам по сравнению с сильными?

4) Пытаются ли коршуны обмануть друг друга?

Два эпизода драки коршунов за территорию. Фото из дополнительных материалов к обсуждаемой статье в Science
Два эпизода драки коршунов за территорию. Фото из дополнительных материалов к обсуждаемой статье в Science

Для ответа на первый вопрос авторы сопоставили количество украшений в гнезде с качеством участка и возрастом птиц. Оказалось, что молодые птицы практически не украшают своих гнезд и занимают участки похуже. По мере того как птицы взрослеют и крепнут, их участки становятся лучше, а число украшений в гнезде растет. Максимум приходится на возраст 10–12 лет, а затем, по мере старения, число украшений снова снижается. Выяснилось также, что украшенность гнезда положительно коррелирует с числом отложенных яиц и выживших птенцов. Эту зависимость нельзя объяснить тем, что обрывки пакетов улучшают микроклимат в гнезде или приносят еще какую-то пользу яйцам и птенцам. Удаление этих обрывков не влияет на выживаемость; кроме того, если бы дело было в улучшении качества гнезда, коршуны могли бы использовать пакеты любого цвета — например, зеленые, что способствовало бы маскировке. Исследователи предлагали коршунам на выбор пакеты разных цветов, но птицы всегда выбирали белые, самые броские. Причем брали предложенные пакеты только те птицы, у которых и без того в гнездах было много украшений. Слабые птицы с неукрашенными гнездами игнорировали эти подарки.

Для ответа на второй вопрос авторы сопоставили число «нарушений границ» и нападений чужаков с числом украшений в гнезде. Оказалось, что коршуны реже вторгаются во владения семей с богато украшенными гнездами, чем на участки «бедняков». Стало быть, сигнализация исправно работает в интересах сильных. Об этом свидетельствует и повышенная выживаемость птенцов в «богатых» гнездах. Но что мешает слабым накидать себе в гнездо побольше пакетов и жить припеваючи?

Чтобы выяснить это, исследователи провели два эксперимента. Они сделали несколько десятков поддельных гнезд, половину украсив обрывками белого пластика, а половину оставив без украшений, и положили в них куриные яйца. Коршуны воровали яйца из украшенных гнезд активнее, чем из неукрашенных. Наверное, просто потому, что первые заметнее. Но это всё же говорит о том, что за красоту приходится платить определенную цену. Одних украшений мало, для успешной защиты потомства и отпугивания конкурентов нужно что-то еще.

Второй эксперимент состоял в том, что ученые подкладывали обрывки пакетов в гнезда коршунов, и смотрели, как на это отреагируют их соседи. Соседи отреагировали резким усилением агрессии. Несчастные птицы с украшенными сверх меры гнездами стали подвергаться ожесточенным атакам. При этом только те птицы, которые и до вмешательства имели богато украшенные гнезда, сумели справиться с напастью и ответить на участившиеся вторжения ростом числа оборонительных атак. Те коршуны, у которых до вмешательства экспериментаторов украшений в гнезде было мало, не смогли дать достойный отпор чужакам. Когда ученые осмотрели гнезда спустя две недели, выяснилось, что большинство «слабых» пар успели за это время избавиться от лишних украшений, а «сильные» оставили их в гнезде.

Таким образом, слабым птицам приходится платить за украшения непомерно высокую цену, что делает обман невыгодным. «Социальный контроль» обеспечивает честность сигнала. Что движет птицами, терроризирующими обладателей чрезмерно украшенного гнезда? Вряд ли они борются за идеалы правды и справедливости. Может быть, они интерпретируют внезапно появившиеся дополнительные украшения как сигнал о том, что качество участка почему-то вдруг выросло, а значит, за этот участок стоит побороться, и уж во всяком случае там можно как следует поживиться.

Исследование наглядно показало, что художественные эксперименты животных, напоминающие человеческое искусство, не всегда являются порождением полового отбора и не всегда их главной целью является привлечение брачных партнеров. Не менее важной функцией подобного творчества может быть информирование соперников о своей силе и статусе.

Коршуны предпочитают белый пластик. Шалашникам нравятся красные кольца, разноцветные ягоды и камушки, цветы, крылья бабочек и красивые ракушки. Древние люди, впервые приобщившиеся к такому поведению 70 тысяч лет назад или немного раньше, сошлись во вкусах с шалашниками: им нравились ракушки (см.: Зарождение человеческой культуры в Африке проходило в два этапа, «Элементы», 05.11.2008). Как и шалашники, сапиенсы подбирали их по цвету. Каковы были их мотивы — как у шалашников или скорее как у коршунов, мы пока не знаем.

Источник: F. Sergio, J. Blas, G. Blanco, A. Tanferna, L. Lopez, J. A. Lemus, F. Hiraldo. Raptor Nest Decorations Are a Reliable Threat Against Conspecifics // Science. 2011. V. 331. P. 327–330.

<< Назад