Предложена новая методика борьбы с бактериальной инфекцией, поселяющейся на контактных линзах

Исследователи из Национального еврейского центра научных исследований в области здравоохранения (National Jewish Health) совместно со своими коллегами из юго-западного медицинского центра при Техасском университете разработали новую методику борьбы с инфекций бактериальной природы, способной обитать на поверхности контактных линз. Предложенная методика так же может найти применение при лечении бактериальных инфекций, связанных с тяжёлыми ожогами и кистозным фиброзом.

«Инфекция организма бактериями Pseudomonas aeruginosa может приводить к серьёзному ухудшению зрения и даже полной его потере в результате распространения инфекции по роговой оболочке. Мы сможем противостоять распространению бактериальной инфекции по роговице, разрушая молекулярные структуры, покрывающие самих бактерий и делающих их менее уязвимыми» - говорит Джерри Ник (Jerry Nick, ведущий автор исследований).

В норме человеческий глаз борется с инфекционными агентами с помощью ряда механизмов. Например, миганием обеспечивается удаление микроорганизмов с поверхности глаз. К сожалению, контактные линзы снижают эффективность работы данного механизма.

Бактерии могут задерживаться на тех поверхностях контактных линз, которые вступают в непосредственный контакт с оболочкой глаза. В результате инфекция может оказывать негативное влияние на роговицу, серьёзно повреждая данную часть глаза и, в ряде случаев, вызывая потерю зрения. Результат влияния микробной инфекции на зрение известен как микробный кератит. Ежегодно с данной проблемой сталкивается каждый 2-4-й обладатель линз (на каждые 10 000 пользователей контактных линз).

Избавить человека от присутствия инфекционных агентов можно с помощью антибиотиков. Однако устранить инфекцию с поверхности контактных линз не так уж и просто, особенно когда бактерии формируют биоплёнку. Биоплёнка представляет собой хорошо организованное сообщество микроорганизмов, присутствию и развитию которого трудно противостоять.

Авторам исследований удалось подтвердить тот факт, что дебрис иммунных клеток, противостоящих развитию инфекции, так же служит источником сырья для формирования биоплёнок. Опираясь на данный факт, учёные применили дезоксирибонуклеазу и отрицательно заряженные ионы полиаспарагиновой кислоты для того, чтобы разрушить химические связи между элементами, поддерживающими структуру биоплёнок. Такой подход позволил сократить площадь поверхности контактных линз, покрытой биоплёнкой, на 79,2%. В ходе проведения исследований на животных выяснилось, что данный подход так же позволяет сократить площадь поверхности роговицы, заражённой биоплёнкой, на 41%. При этом не наблюдалось никаких побочных явлений.

Более подробное описание результатов проведённых исследований опубликовано в журнале «Investigative Ophthalmology and Visual Science».