Есть ли жизнь на Марсе ?

В двух статьях, опубликованных 27 февраля 2001 года в журнале Труды Национальной Академии Наук (PNAS, США), две группы ученых представляют доказательства того, что как отдельные кристаллы магнетита, так и его длинные сложные цепочки могли быть созданы только в самом марсианском метеорите ALH84001 древними микробами, жившими когда-то на Марсе.

На верхнем снимке - цепочка кристаллов магнетита, образованная современными бактериями (так она выглядит под электронным микроскопом). Нижний снимок: отдельные кристаллы и цепочки кристаллов магнетита, найденные в марсианском метеорите ALH84001 с помощью электронного микроскопа. Одна из цепочек обозначена стрелками. Диаметр отдельного кристалла составляет около 0,000003 сантиметра.

Одна из исследовательских групп, возглавляемая Kathie Thomas-Keprta из Космического центра имени Джонсона, NASA, исследовала отдельные кристаллы минерала, найденного в метеорите. Они обнаружили, что четверть кристаллов магнетита в ALH84001 идентична типу магнетита, который на Земле может быть создан только специфическим воздействием на бактерии, которые обозначаются как MV-1. Исследователи утверждают, что это является доказательством того, что эти кристаллы магнетита в ALH84001 сформировались подобными бактериями марсианского происхождения.

Эта группа магнетита настолько идентична магнетиту, произведенному земными бактериями, что ни одним из современных способов невозможно найти различия в них. Сначала было выдвинуто предположение, что, возможно, земные бактерии или кристаллы земного магнетита каким-то образом проникли внутрь марсианского метеорита, но тщательное исследование, проведенное двумя независимыми группами, исключило эту возможность.

Кристаллы магнетита могут формироваться несколькими органическими и неорганическими методами. Однако кристаллы, идентифицированные в ALH84001, необычны тем, что они химически чисты и не имеют дефектов, что является типичным для земного магнетита, созданного бактериями, а не неорганическими процессами. В настоящее время не известно ни одного неорганического химического способа создания кристаллов магнетита с такой уникальной морфологией.

Возраст метеорита ALH84001 оценивается в 3,9 миллионов лет

C помощью данных, полученных космическим кораблем Mars Global Surveyor, ученые обнаружили признаки присутствия жидкой воды близко к поверхности красной планеты. Ученые сравнивают эти особенности ландшафта с подобными особенностями Земной поверхности

Результаты будут опубликованы 30 июня 2000 года в выпуске журнала Science magazine

"Мы видим особенности рельефа, которые выглядят как овраги, сформированные потоками воды, и наносы почвы и горных пород, перенесенных этими потоками. Эти особенности кажутся настолько молодыми, что они могли бы формироваться в настоящее время. Мы считаем, что мы наблюдаем доказательство наличия запасов подземной воды, водоносного пласта," - сказал доктор Michael Malin, ведущй исследователь группы, занимающейся изучением материалов космического корабля Mars Global Surveyor в Сан-Диего, Калифорния

В 1972 году космический корабль Mariner 9 нашел доказательства - в виде каналов и долин - того, что миллиарды лет назад потоки воды текли по поверхности этой планеты. Ученых, изучающих Марс, давно интересовал вопрос о том, куда ушла эта вода. Новые изображения, полученные с помощью Global Surveyor, частично отвечают на этот вопрос: вода ушла под почву, и, возможно, все еще там находится.

Обнаруженные овраги обычно располагаются в скалах - в кратерах или на стенах долин - и состоят из глубокого канала, верхняя часть которого - это сжатая область ("альков"), а нижняя - это область, в которой скопились обломки горных пород. По сравнению с окружающей поверхностью Марса эти овраги, кажется, являются чрезвычайно молодыми, что означает, что они могли формироваться в недавнем прошлом.

Данные показывают глубокий марсианский овраг, расположенный на южной стене долины Nirgal с координатами 29.4°S, 39.1°W. Солнечные лучи падают сверху слева. На изображении виден ряд равномерно расположенных, почти параллельных, нанесенных ветром песчаных дюн.

Из-за того, что атмосферное давление на поверхности Марса мало, примерно в 100 раз меньше, чем давление на Земле на уровне моря, жидкая вода, появляющаяся на поверхности, сразу должна закипать. Исследователи полагают, что это выкипание было бы сильным и бурным. Как же тогда формируются овраги?

Ученые разработали модель, которая объясняет, почему вода течет вниз по оврагу вместо того чтобы выкипать сразу после достижения поверхности. Когда вода испаряется, она охлаждает почву, в результате чего последующие потоки воды замерзают, и образуется "ледяная дамба". В конце концов под напором воды эта дамба разрушается, и поток устремляется вниз по склону оврага.

Одной из наиболее озадачивающих находок Mars Global Surveyor было открытие крутых параллельных горных кряжей и канавок, которые на первый взгляд выглядят наподобие дюн, но при более близком рассмотрении, кажется, являются чем-то другим.

Это не дюны, так как они расположены слишком близко друг к другу, их пики слишком крутые, и их склоны слишком симметричны.

Точно не ясно, в результате каких процессов появились эти горные кряжи, но ясно, что они включают некоторый вид эрозии.

Из-за своего цвета, заметного даже невооруженным глазом, часто называется Красной планетой. Марс - одна из планет земной группы, с диаметром немного больше половины диаметра Земли.

Высадка человека на Марс может произойти в самом начале XXI в. Относительно низкая плотность Марса (в 3,95 раза выше плотности воды) позволяет предположить, что в железном ядре содержится всего 25% массы планеты. У планеты имеется слабое магнитное поле, сила которого составляет около 2% от поля Земли. Кора богата оливином и железистыми окислами, которые и придают планете ржавый цвет. Разреженная марсианская атмосфера содержит 95,3% углекислоты, 2,7% молекулярного азота и 1,6% аргона. Кислород присутствует только в виде следов. Атмосферное давление у поверхности составляет 0,7% давления у поверхности Земли. Однако сильные атмосферные ветры вызывают обширные пылевые бури, которые иногда охватывают всю планету. На Марсе наблюдаются разнообразные формы облаков и тумана. Рано утром туман сгущается в долинах, а по мере того, как ветры поднимают охлаждающиеся воздушные массы на возвышенные плато, облака появляются и над высокими горами Фарсида. Зимой северная полярная шапка окутывается завесой ледяного тумана и пыли, называемой полярным капюшоном

Подобное явление в несколько меньшей степени наблюдается и на юге. Полярные области покрыты тонким слоем льда, который, как полагают, является смесью водяного льда и твердой углекислоты. Изображения с высокой степенью разрешения показывают спиральные образования и страты нанесенного ветром вещества. Северная полярная область окружена рядами дюн. Полярные ледяные шапки увеличиваются и убывают в соответствии со сменой времен года. Смена времен года, как и на Земле, обусловлена наклоном оси вращения планеты (на 25°) к орбитальной плоскости. Марсианский год примерно вдвое длиннее земного, так что времена года также более длинные. Однако из-за относительно высокого эксцентриситета орбиты Марса они имеют неравную продолжительность: лето в южном полушарии (которое наступает, когда Марс находится около перигелия) короче и жарче лета на севере. Наблюдаемые с Земли сезонные изменения внешнего вида деталей объясняются физическими и химическими процессами. Если мысленно разделить планету пополам большим кругом, наклоненным на 35° к экватору, то между двумя половинами Марса имеется заметное различие в характере поверхности. Южная часть имеет в основном древнюю поверхность, сильно изрытую кратерами. В этом полушарии расположены главные ударные впадины - равнины Эллада, Аргир и Исиды.

На севере доминирует более молодая и менее богатая кратерами поверхность, лежащая на 2-3 км ниже. Самые высокие области - большие вулканические купола гор Фарсида и равнины Элизий. Над обеими областями доминируют несколько огромных потухших вулканов, самым большим из которых является гора Олимп. Эти вулканические области расположены на восточном и западном концах огромной системы каньонов - долины Маринер, которая простирается на 5000 км вдоль экваториальной области и имеет среднюю глубину 6 км. Полагают, что она возникла в результате разлома, связанного с надвигом купола Фарсида. Имеются свидетельства (сохранившиеся русла потоков), что на поверхности Марса в свое время существовала жидкая вода. Кажется, что эти русла, идущие от долины Маринер, возникли в ходе какого-то внезапного наводнения. Кроме того, в сильно изрытых кратерами областях найдены извилистые следы высохших рек со многими притоками. Марс имеет два маленьких естественных спутника - Фобос и Деймос, которые находятся близко к планете на почти круговых орбитах, лежащих в экваториальной плоскости. Увидеть их с Земли очень трудно. Они настолько отличны от Марса, что, вполне вероятно, представляют собой захваченные астероиды.

Наиболее интригующим является вопрос - есть ли жизнь на марсе? Лично мне кажется что есть! С середины 70-х годов до недавнего времени в этом вопросе преобладал скепсис - считалось, что экспедиция "Викинг" дала скорее отрицательные результаты. Однако такое отношение было вызвано, во многом, попытками подспудно оправдать значительные сокращения финансирования космических программ в середине 70-х в следствие экономического кризиса("если жизни там нет, так и летать туда незачем!"). Впоследние годы все изменилось - скепсис уступил оптимизму. Поворотной точкой послужили исследования метеорита ALH 84001 - марсианского происхождения, в котором обнаружили следы жизни и это было замечено на самом высоком уровне