Учёные смогли вырастить лёгкие, используя естественный «каркас»

Для некоторых людей, которые страдают от неизлечимых болезней лёгких, например, хронической обструктивной болезни лёгких, трансплантация может быть единственным средством, помогающим повысить шансы на выживание. К сожалению, данная процедура не всегда заканчивается так, как хотелось бы врачам и пациентам. К тому же найти подходящего донора органа не так-то просто. Поэтому многие люди, нуждающиеся в пересадке лёгких, умирают, не дождавшись операции.

Гибели пациентов, нуждающихся в пересадке лёгких, можно избежать. Для этого необходимо научиться искусственно выращивать новые лёгкие или ткани, образующие данный орган. На протяжении многих лет учёные стремились создать методы, позволяющие искусственно выращивать органы и ткани с целью последующего их внедрения в организм пациентов. Работы, которые велись в этом направлении, сталкивались с одной трудностью – необходимо было научиться инициировать и контролировать развитие недифференцированных стволовых клеток в определённые ткани, образующие органа.

Исследователям медицинского факультета Техасского университета (University of Texas Medical Branch) удалось разобраться с трудностью, описанной выше. В статье, опубликованной в электронной версии журнала «Tissue Engineering Part A», авторы исследований описывают проведённый ими эксперимент, в ходе которого удалось пересадить стволовые клетки лабораторных мышей в «бесклеточные» лёгкие крыс. Учёные искусственно уничтожили клетки лёгких путём процедуры замораживания и оттаивания органа, а так же воздействуя на него детергентом. В результате исследователи создали «каркас», включающий в себя ряд белков, выполняющих структурную функцию, на который в дальнейшем и были перенесены стволовые клетки. Перенесённые стволовые клетки дифференцировались в определённые ткани соответственно их местоположению в органе.

Описание общего строения лёгких и функций данного органа

«Лёгкие – это один из наиболее сложных органов. Дело в том, что клетки, находящиеся «на входе» в данный орган, очень сильно отличаются от клеток, находящихся глубоко в органе. В созданной нами структуре образование тканей шло по такой же схеме: клетки трахеи сформировались только в трахее, альвеолярные клетки сформировались в альвеолах, пневмоциты появились в дистальной части органа, так же между бронхами и альвеолами были отчётливо видны тарнзиторные зоны» - говорит доктор Жоквин Кортиелла (Joaquin Cortiella, один из авторов материала опубликованного в «Tissue Engineering Part A»).

По словам другого автора материала, опубликованного в «Tissue Engineering Part A», подобное «сайт-специфическое» развитие клеток никогда не наблюдалось в случае использования «каркаса» органа, сформированного искусственно. Авторы исследований надеются, что концепция, которая была использована в ходе исследований, будет расширена, и позволит выращивать определённые ткани с целью их дальнейшей пересадки реципиенту либо позволит создавать модели, позволяющие проверять различные диагностические и терапевтические методики, используемые в ходе обнаружения и лечения ряда легочных заболеваний.