Учёным удалось усовершенствовать методику, позволяющую контролировать поведение клеток живого организма с помощью света

Детальное понимание механизмов поведения клеток является принципиально необходимым для разработки лекарственных препаратов, направленных на лечение раковых опухолей и других заболеваний, в основе которых лежит нарушение нормальной клеточной жизнедеятельности. Успехи, которые были достигнуты в последние годы в области генетики, пролили свет на то, как контролируется состояние важных белковых молекул. Однако многие факты до сих пор остаются неизвестными. Например, учёным только предстоит выяснить то, как сигналы, возникающие в результате работы белковых молекул, влияют на поведение самих клеток.

Исследователи из университета Северной Каролины в Чапелл-Хилл стали на один шаг ближе к понимаю малоизученных процессов, протекающих на клеточном уровне и влияющих на поведение клеток. В лаборатории профессора фармакологии Клауса Хана (Klaus Hahn) была разработана методика, которая позволяет манипулировать активностью белковых молекул живых клеток с помощью света. Данная методика будет полезна биологам, занимающимся изучением фундаментальных белковых функций.

В статье, опубликованной в одном из номеров журнала «Nature Cell Biology», была описана методика, разработанная группой исследователей из университета Джона Хопкинса. Данная методика позволяет контролировать поведение белковых молекул, находящихся в клетках сложных организмов, а так же в организме протистов. В рамках этой методики учёные фокусировали луч света на клетки, содержащие белок, который необходимо было активировать. При этом клетки, содержащие белок-мишень, располагались в организме живых дрозофил.

Нынешние общие представления о метастазировании

По словам доктора Хана, данная методика может быть использована так же и для контроля поведения клеток, составляющих организм рыб рода Данио.

« В настоящее время нам удалось показать, что данная методика применима для двух различных видов живых организмов. Это служит очередным подтверждением того факта, что свет может быть использован для активации ключевых белков. В данном случае, белок, контролирующий передвижение клеток, позволяет нам двигать различные клетки по организму животных. Это весьма необходимо при проведении исследований, в которых передвижение клеток играет очень важную роль. Например, при изучении процесса метастазирования или регенерации тканей. В настоящее время учёные способны очень точно контролировать процесс активации белковых молекул» - говорит доктор Хан.