Нападки политиков на климатологов угрожают не только науке

Белые медведи на одинокой льдине могут стать символом угрозы глобального потепления. Ведь их благополучие целиком зависит от состояния ледового покрова Северного Ледовитого океана. Фото: © Paul Nicklen / National Geographic / Getty Images. Приведено в обсуждаемой статье в Science

Недавно в журнале Science появилась статья за подписью сразу 255 известных американских ученых, членов Национальной академии наук США (The National Academy of Sciences). Эта статья фактически представляет собой открытое письмо, полное тревоги. Авторы письма призывают политиков, журналистов и просто всех граждан обратить самое серьезное внимание на проблему меняющегося климата и прекратить необоснованные нападки на ученых-климатологов.

Хотя все подписавшиеся под текстом статьи ученые — члены Национальной академии наук США, они, как это специально подчеркнуто в примечании, выражают свою личную точку зрения, а не официальную позицию Академии. Начинают они с выражения глубокой обеспокоенности по поводу наблюдающейся в последнее время эскалации политически мотивированных нападок на ученых вообще и на климатологов в частности. Наверное, пишут они, любому образованному человеку всё же должны быть известны хотя бы некоторые базовые научные истины. Конечно, в научных заключениях всегда есть доля неопределенности: наука никогда не может доказать что-либо абсолютно. Однако заявление о том, что общество не должно принимать никаких мер, пока ученые не будут уверены абсолютно во всём, нередко оборачивается отказом от принятия каких-либо мер вообще. Такой отказ может быть чреват катастрофическими последствиями. Изменение климата — как раз случай такого рода.

Как и все люди, ученые иногда ошибаются, но наука организована так, что ошибки рано или поздно обнаруживаются и устраняются. Более того, целый ряд великих открытий — это убедительные доказательства того, что общепринятая точка зрения неверна. Именно таковы открытия Галилея, Пастера, Дарвина и Эйнштейна. После тщательной проверки и подкрепления независимо полученными данными некоторые заключения приобретают статус «надежно обоснованной теории», и тогда о них начинают говорить как о «фактах». К примеру, наукой собраны убедительные свидетельства того, что наша планета появилась 4,5 миллиардов лет назад, наша Вселенная — 14 миллиардов лет назад (в результате Большого взрыва), а ныне живущие организмы произошли от тех, что существовали раньше. Происходящие сейчас изменения климата относятся к явлениям того же порядка. Однако есть люди, которые отрицают изменение климата (по-английски их так и именуют: «climate change deniers»), причем движимы они не стремлением выдвинуть альтернативную научную теорию, а частными политическими интересами или приверженностью определенной догме.

Созданная по инициативе ООН Межправительственная группа экспертов по изменению климата (IPCC, Intergovernmental Panel on Climate Change) суммирует результаты исследований, в которых участвуют тысячи людей. Те или иные конкретные ученые иногда могут ошибиться. Когда ошибки обнаруживаются, их исправляют. Но в последнее время не было выявлено таких крупных ошибок, которые заставили бы научное сообщество пересмотреть основные утверждения о характере происходящих изменений климата, а именно следующие:

1) Планета нагревается из-за увеличения концентрации в атмосфере газов, удерживающих тепло (парниковых газов).

2) Значительная часть прироста концентрации парниковых газов в атмосфере за последнее столетие происходит из-за активности человека — прежде всего, из-за сжигания ископаемого топлива и сведения лесов.

3) Естественные причины также играют определенную роль в изменении климата Земли, но влияние их перекрывается результатами процессов, индуцированных человеком.

4) Нагревание планеты неминуемо приведет к подъему уровня океана (на самом деле, это уже происходит) и изменению гидрологических циклов. Кроме того, увеличение содержания CO2 в атмосфере приводит к возрастанию кислотности океанических вод.

5) Комбинация этих климатических изменений угрожает существованию всего населения прибрежных низменностей, в том числе и жителям многих городов. Будут затронуты также важные сельскохозяйственные угодья, многие пресноводные и морские экосистемы и даже высокогорья (из-за таяния ледников).

Уничтожение тропического леса в бассейне Амазонки для освобождения площадей под сельскохозяйственные угодья. Сведение лесов — важнейшая, после сжигания ископаемого топлива, причина увеличения содержания в атмосфере CO2 и других парниковых газов. Фото © NASA LBA-ECO Project с сайта www.nasa.gov

Перечисленных обстоятельств более чем достаточно, чтобы понять озабоченность ученых теми проблемами, с которыми уже реально столкнется следующее поколение людей. Поэтому, пишут авторы письма, «мы и призываем политиков и всё общество немедленно обратиться к причинам климатических изменений, включая никак не ограниченное сжигание ископаемого топлива». Они также призывают немедленно положить конец отдающей духом маккартизма травле их коллег, угрозам, базирующихся на намеках и просто на принадлежности к той или иной организации. На самом деле для политиков это только повод, чтобы не предпринимать никаких действий.

К не слишком оптимистичным выводам американских ученых можно добавить, что и в России также нередко можно услышать утверждения (обычно выражаемые в довольно безапелляционной манере), согласно которым повышение содержание CO2 в атмосфере и глобальное потепление есть миф, выдумка, мягко выражаясь, не слишком добросовестных ученых (характерным примером могут быть сочинения Юлии Латыниной «Учение глобального потепления» и «Климатократия. Часть 3»). Автор этих крайне агрессивных и далеких от науки текстов умалчивает о том, куда же деваются 9–10 Гт углерода (прежде всего в виде CO2), которые выбрасываются ежегодно в атмосферу в результате сжигания топлива, и закрывает глаза на то, что неуклонное и необычайно быстрое увеличение содержания диоксида углерода в атмосфере не может не приводить к потеплению.

Сжигание ископаемого топлива — основной источник поступления в атмосферу CO2, важнейшего на сегодняшний день парникового газа. Снимок к сайта www.bellona.org

Порой раздаются также голоса, что для России, как северной страны, потепление есть благо. Но о каком благе можно говорить, если огромная часть страны находится в зоне вечной мерзлоты, а таяние ее грозит разрушением множества зданий, дорог и других сооружений. Кроме того, из оттаивающей вечной мерзлоты будет в больших количествах выделяться метан (это уже на самом деле происходит — см.: Таяние вечной мерзлоты ведет к выбросу в атмосферу миллионов тонн метана), парниковый эффект которого (в расчете на молекулу) куда более значим, чем у диоксида углерода. Нельзя забывать и о том, что пояс основного земледелия России находится в южных районах, а там резко возрастет вероятность сильных засух. Страшные засухи грозят нашим ближайшим южным соседям — странам Центральной Азии и Китаю. Массы людей устремятся на север, но земледелие на этих почвах имеет весьма ограниченные возможности. Так или иначе, но глобальное потепление — это серьезная угроза всему человечеству, и мы должны сделать всё возможное, чтобы ее ослабить.

Источник: P. H. Gleick, R. M. Adams, R. M. Amasino, et al. Climate Change and the Integrity of Science // Science. V. 328. P.  689–690.