Обнаружен ген, который отвечает за нормальную регенерацию тканей и органов у представителей семейства Planariidae

Исследователи из Ноттингемского университета обнаружили ген, который позволяет червям корректно восстанавливать различные части их тела: голову и головной мозг (головное скопление нервных клеток) - после потери данных органов.

Результаты исследований, которые проводила группа учёных под руководством доктора Азиза Абубэкира (Aziz Aboobaker, член научного совета Великобритании, специализирующийся в области биологии) показали, что ген, именуемый Smed-prep, является принципиально необходимым для корректного восстановления головы и головного скопления нервных клеток червей семейства Planariidae.

Напомним, планарии обладают удивительной способностью восстанавливать утраченные части тела. Эти замечательные существа во взрослом состоянии содержат стволовые клетки, которые способны дифференцироваться в любые утраченные ткани организма. Кроме того, процесс восстановления утраченных органов и тканей строго регулируется на генетическом уровне. Это позволяет сделать данный процесс максимально точным.

«У нас есть возможность пронаблюдать процесс регенерации тканей на животных, которые имеют очень простое строение, но при этом могут легко восстанавливать весьма серьёзные повреждения своего тела» - говорит доктор Абубэкир.

Внешний вид планарий.

По словам авторов исследований, необходимо понять, каким образом стволовые клетки, расположенные в организме животных могут работать на восстановление утраченных или повреждённых органов и тканей. Ведь понимание данного процесса сулит весьма серьёзные перспективы для человека.

«Если мы знаем, события, которые происходят в ходе регенерации тканей при нормальных условиях, мы можем приступить к разработке безопасных процедур, направленных на замену повреждённых каким-либо заболеванием или тяжёлыми травмами органов и тканей. Например, такой подход был бы весьма удобен для лечения болезни Альцгеймера. Обладая данными знаниями, мы так же можем оценивать последствия в тех случаях, когда стволовые клетки в ходе процесса регенерации начинают вести себя неправильно» - говорят авторы.

Ген Smed-prep необходим для корректной регенерации клеток тканей, составляющий головной отдел планарий. Исследователям удалось обнаружить следующее: хотя наличие Smed-prep является обязательным для корректной регенерации органов и тканей животного, но стволовые клетки организма червей могут превращаться в головное скопление нервных клеток (мозг) без участия генетического фактора. Однако в этом случае мозг животного формируется неправильно, образуя ненормальное головное скопление нервных клеток.

Результаты, которые удалось получить работникам Ноттингемского университета, могут принести большую пользу людям. Ведь если биологи научаться контролировать процесс регенерации утраченных или повреждённых тканей и органов, то многие тяжёлые болезни, неизлечимые в наши дни, с течением времени перестанут казаться таковыми.

Более подробные результаты исследований опубликованы 22 апреля 2010 года в журнале «PLoS Genetics».