На поиски околоземных астероидов не хватает денег

Новый федеральный доклад (Конгресс США) по обнаружению астероидов и стратегии уменьшения опасности показывает тревожную картину текущего состояния дел в вопросе зашиты планеты от объектов околоземного пространства (ООП). Эти объекты могут причинить куда больше разрушений, чем землетрясение 2004 года в Индийском Океане [с последовавшим цунами] или землетрясение этого года на Гаити.

В 2005 году конгресс принял программу, согласно которой предполагалось к 2020 году найти 90% астероидов, сближающихся с Землей с размером более 140 метров в диаметре. Астероид размером в 140 метров уже может вызвать разрушения регионального масштаба. Согласно докладу 4 миллиона долларов в год выделяемые на несколько крупных программ по обнаружению ООП недостаточно для выполнения программы конгресса к 2020 году. В докладе отмечается, что столкновение с астероидом способным нанести разрушения регионального масштаба происходят раз в 30000 лет.

Отмечается, что даже увеличение финансирования до 10 миллионов долларов в год не позволит ни в каком масштабе времени завершить [программу]. Для выполнения целей потребуется как минимум 50 миллионов долларов в год. Финансирование в 250 миллионов долларов в год позволит тестовые космические миссии по плану уменьшения [опасности].

ООП определяются в докладе как астероиды или кометы, чья орбита лежит на расстоянии 1/3 астрономической единицы от орбиты Земли. [Астрономическая единица - мера длины, равная среднему расстоянию от Земли до Солнца — около 150 млн км].

В докладе отмечается, что лучший способ выполнить полный обзор [как можно ближе к линии 2020 года] это комбинирование использования телескопов наземного и космического базирования. При лучшем финансировании и в лучшем сценарии этот вариант предполагает завершение обзора к 2022 году. Альтернативный вариант предполагает использование в обзоре только наземных телескопов. В таком случае программа завершиться «до 2030 года».

Методы уменьшения [последствий] названы в докладе «относительно молодыми и незрелыми». Они включают: простую эвакуацию жителей из зоны падения, космические корабли — буксиры, уводящие астероид с траектории столкновения, ударные космические корабли, отклоняющие астероиды, подрыв на астероиде ядерных боеголовок. Разрывные и ударные методы влекут собой опасность столкновения Земли с осколками астероида. Ни один из перечисленных методов защиты не может быть реализован в достаточно короткие сроки. Тем не менее, гражданская оборона и ударные космические корабли наиболее близки к непосредственному применению.

Авторы доклада утверждают, что объекты размером в 30-50 метров могут быть весьма разрушительными при столкновении с Землей. Поэтому они также рекомендуют обозрение объектов этой величины, но без возможного ущерба для программы поиска объектов диаметров в 140 метров и более.

Рост осведомленности в вопросе астероидной угрозы научных и общественных кругов растет последние несколько десятилетий.

Сигналом к пробуждению стало открытие в 1990 году кратера на полуострове Юкатан, образование которого многие связывают с вымиранием нелетающих динозавров, плезиозавров, птерозавров, многих видов растений и беспозвоночных животных. В 1994 году произошло столкновение осколков комета Шумейкера-Леви 9 с Юпитером, некоторые из них были до 2 километров в диаметре. В последние несколько лет СМИ освещали прогнозы на столкновение с разными ООП, включая прогноз для 300-х километрового Апофиса. В настоящий момент шансы на столкновение с ним в 2029 году исключены, в 2036 году оцениваются как «весьма маловероятные».

Ученые не спят за рулем и продолжают поиски. За последние 10 лет было открыто 85% астероидов с диаметром более километра (угрожающие глобальным уничтожением), который могут столкнуться с Землей.

Ни один из них, как ожидается, не столкнется с Землей в следующем веке. Ученые надеются открыть оставшиеся из этих астероидов в ближайшие несколько лет.