Рак – это наша плата за интеллект?

Может ли быть так, что наше интеллектуальное преимущество отчасти ответственно за высокий риск развития рака? Этот вопрос был поставлен Джоном МакДональдом, председателем Биологический школы Georgia Tech и главным научным сотрудником Института Рака яичника. Его новое исследование опубликовано в журнале Medical Hypothesis.

«Я всегда удивлялся тому, что шимпанзе проявляют меньшую частоту развития рака, чем люди», говорит МакДональд. «Мы оглянулись назад и пересмотрели некоторые данные по исследованиям генной экспрессии, а так же использовали и новые данные».

МакДональд и его аспиранты Гурав Арора (Gaurav Arora) и Налини Поливарапу (Nalini Polivarapu) сравнили экспрессию набора генов в пяти тканях: мозге, яичках, печени, почках и сердце. Они обнаружили существенные различия в вариантах прохождения апоптоза – или программированной клеточной смерти – которые указывают на меньшую эффективность «самоуничтожения» клеток человека. Апоптоз является первостепенным механизмом уничтожения раковых клеток.

«Наши результаты показали, что люди менее эффективно по сравнению с шимпанзе проводят процесс программированной клеточной смерти. Мы считаем, что эта разница развилась как путь увеличения размера мозга и ассоциирована с познавательными способностями человека, однако ценой этому стала повышенная склонность к раку», говорит МакДональд.

Как и другие эволюционные гипотезы, эта тоже не может быть абсолютно доказана. Однако некоторые недавно полученные экспериментальные данные подтверждают гипотезу о том, что апоптоз у шимпанзе проходит эффективнее, чем у человека.