Исследовательская экспедиция к активному подводному вулкану

Международная группа ученых недавно совершила экпедицию к действующему подводному вулкану NW Rota-1, расположенному вблизи тихоокеанского острова Гуам в районе самой глубокой в мире Марианской впадины. Подножье вулкана находится на глубине 2700 м, а вершина – на глубине 533 метра.

Подводный вулкан NW Rota-1 в своем роде уникален, так как это единственное место на земле, где можно наблюдать за лавовыми извержениями в реальном времени. Ведь на мелководье они (извержения) очень опасны, так как могут вызвать сильные взрывы и даже цунами. К тому же, ученые обнаружили, что вулкан постоянно действующий, что само по себе не характерно даже для наземных вулканов. NW Rota-1 представляет собой своеобразную природную лабораторию, в которой можно изучать подводные извержения, рост вулканов и их влияние на океаническую среду. Благодаря сильному давлению верхних слоев воды, сдерживающих вулканическую энергию, ученые могут приблизиться к извергающемуся кратеру на предельно короткое расстояние и любоваться процессами, происходящими в его постоянно бурлящем сопле. Ученые рассказывают, что самые интересные наблюдения, зафиксированные во время экспедиции, - это наблюдения за тем, как лава медленно прорывается сквозь толщу донных вод.

Первые экспедиции к вулкану NW Rota-1 были осуществлены в 2004 и 2006 годах, как отмечает Билл Чэдвик, вулканолог из Государственного университета штата Орегон и главный руководитель экспедиции. Во время последней апрельской экспедиции ученые обнаружили, что у вулкана вырос новый конус высотой 40 м и шириной 300 м, что примерно соответствует целому кварталу 12-этажных домов. Ученые также заметили, что с ростом новой вершины существенно увеличилась и численность животных, обитающих на склонах вулкана.

Подводная лаборатория

Благодаря постоянной активности вулкана NW Rota-1ученые смогут лучше изучить связь между вулканической активностью и химическими экосистемами гидротермальных источников, из которых, возможно, зародилась первая жизнь под водой. Геологи ранее обнаружили возле древних кратеров на дне океана останки глубоководных микробов возрастом около полутора миллиарда лет.

Ученым также представился уникальный шанс близко подобраться к кратеру вулкана и наблюдать за деятельностью плюмов, которые под водой ведут себя несколько иначе, нежели на земле. В океане любой пар моментально конденсируется и исчезает. Остаются лишь отчетливые пузырьки углекислого газа и густые облака, состоящие из крохотных капель расплавленной серы, которая образовалась при смешивании диоксида серы с морской водой. Эти вулканические газы превращают извергающееся облако в чрезвычайно кислую среду - даже более кислую, чем желудочный сок, что, кстати, ставит под серьезную угрозу жизнь вулканической биомассы, обитающей по соседству.

Исследования проводились учеными Государственного университета штата Орегон, США, Университета штата Вашингтон, США, Университета г. Виктория, Канада, Тихоокеанской лаборатории NOAA, США, Новой Зеландии и Японии.