Пермское вымирание - катастрофическое или постепенное?

Самое большое массовое вымирание в истории Земли могло быть не внезапным кризисом, а продолжительным событием, растянувшимся на сотни тысяч лет. К такому предположению привело изучение древних осадочных пород.

252 миллиона лет назад, в конце Пермского периода, по неизвестной пока причине на Земле вымерло 90% видов, обитавших в морях и около 70% сухопутных видов. Эта катастрофа значительно превосходит знаменитое вымирание на границе Юрского и Мелового периодов. С тех пор, как ученые узнали о персмском вымирании, они ищут его причину, тот спусковой крючок, который привел к катастрофе.

Изучение окаменелостей из осадочных слоев, в том числе бассейна Кару (Karoo Basin) в Южной Африке, показывает, что растения и животные начали постепенно исчезать по непонятным и, возможно, различным для каждой группы живых существ причинам, а затем произошла какая-то катастрофа, которая добила палеозойские экосистемы. Сейчас предполагают, что этой финальной точкой могло быть длительное вулканическое извержение. Но некоторые исследователи скептически относятся к версии катастрофы и ищут доказательства своей правоты.

Одна группа таких исследователей, возглавляемая палеонтологом Робертом Гастальдо (Robert Gastaldo) из Колби-колледжа в Уотервиле, штат Мэн, США (Colby College in Waterville, Maine) решила детально изучить осадочные породы, относящиеся к границе Пермского и Триасового периодов. В течении шести экспедиций в Южной Африке палеонтологи посетили все точки, где предыдущие исследователи геохимическими методами обнаружили границу между периодами. Гастальдо сообщает, что они повторяли свои исследования на протяжении нескольких лет, чтобы иметь достоверные результаты.

И он утверждает, что так называемый уникальный слой, связанный предыдущими исследователями с пермской катастрофой, прослеживается в стороны от точки его обнаружения не более чем на 100 метров. То есть, никакого резкого и глобального события, оставившего свой след в виде этой границы, на самом деле не было.

Работа ученых опубликована в мартовском выпуске журнала "Geology". Они утверждают, что заметное вымирание живых существ наблюдается на протяжении восьмиметрового слоя отложений ниже границы Пермского периода, а слои такой мощности явно начали формироваться задолго до катастрофы. "Так как рубеж, ранее связанный с катастрофическими событиями, не прослеживается в осадочных породах, то и единого катастрофического события не было", говорит Гастальдо.

Специалист по геохимии осадочных пород Нейл Табор (Neil Tabor) из Южного методического университета в Далласе, штат Техас (Southern Methodist University in Dallas, Texas), соглашается с Гастальдо. Он считает, что это фундаментальное исследование окажет очень большое влияние на изучение пермского вымирания и позволит опровергнуть связанные с ним заблуждения.

Александр Мироненко, www.ammonit.ru