Гадрозавры росли втрое быстрее окружавших их хищников

Травоядные издревле противостоят хищникам за счет панцирей, рогов и копыт. Как показывает новая работа, выстоять против тираннозавров их современникам помогали умение быстро расти и начинать половую жизнь в возрасте, далёком от взрослого.

Эволюция придумала множество уловок, благодаря которым травоядные животные могут уберечься от хищников. Это и маскировочная окраска, и яды, и быстрые ноги, и другие активные виды обороны. Как показывают последние исследования американских палеонтологов, в том случае, когда активная защита малоэффективна, на смену ей может прийти пассивная.

Долговязый мягкотелый гадрозавр, снабженный природой для полноты картины еще и утиным клювом, не имел практически никаких навыков и физических данных для противостояния хищникам. Несмотря на это, совладать с ним могли только самые крупные особи тираннозавров, самых больших и свирепых хищников мезозоя. Секрет гадрозавра был прост – надо всего лишь быть крупнее своего врага.

Этот принцип пассивной обороны вылился в троекратную скорость роста гадрозавров по сравнению со скоростью роста крупных хищников.

Результаты своей работы ученые опубликовали в онлайн-выпуске журнала Proceedings of the Royal Society of London B: Biological Sciences. Она заключалась в сравнении скорости роста динозавра из рода гипакрозавров семейства гадрозавовых со скоростью взросления трех хищных видов доисторических рептилий – альбертозавра, его гигантского сородича тираннозавра, а также небольшого хищного троодона, своим видом напоминавшего велоцираптора.

По мнению Эндрю Ли из Университета штата Огайо и его коллег, для того чтобы достичь своего максимального размера, гадрозавру требовалось всего от десяти до двенадцати лет, тогда как гигантский тираннозавр мог расти в течение двадцати–тридцати лет.

Такие выводы ученые смогли сделать, анализируя годовые кольца костей рептилий. По ним видно, что взрослые «полноразмерные» особи хищных и травоядных ящеров имели существенно различающийся возраст.

Кроме того, травоядные гадрозавры были половозрелы уже спустя 2–3 года своего развития и могли давать потомство тогда, когда хищные рептилии только начинали свое взросление. Это также было существенным преимуществом травоядных.

Анализируя тонкие срезы костей ног гадрозавра Hypacrosaurus, исследователи обнаружили множество полостей, которые при жизни были испещрены маленькими кровеносными сосудами, что также указывает на бешеные темпы роста травоядных.

Эти виды динозавров, населявшие землю в период с 80 до 67 миллионов лет назад, были одним из трех основных видов добычи для тираннозавров, однако, в отличие от остальных двух, не были наделены ни рогами, ни крепко сбитым танкоподобным телом. И хотя все остальные виды травоядных также демонстрировали быстрый рост по сравнению с хищниками, именно гадрозавры поставили его в основу своего эволюционного развития.

Кстати, за миллионы лет развития земных экосистем такая эволюция до сих пор не утратила своей актуальности.

Например, давно замечено, что маленькие рыбки из семейства карпозубых, широко распространенные на земле, заметно увеличивают скорость своего размножения, когда чувствуют угрозу со стороны хищников. Многие зоологи склонны полагать, что габариты копытных, населяющих африканские саванны, также определяются необходимостью противостоять хищникам – львам, гепардам и гиенам. Признаки подобной пассивной обороны многие ученые видят и у некоторых видов бабочек, лягушек и даже птиц.

Использованный в последней работе метод – анализ тонких срезов костей ископаемых скелетов животных – уже помог одному из соавторов нынешней статьи, Лизе Ноэли Купер, определить эволюционные стимулы древних млекопитающих, предков современных китов. «Газета.Ru» писала об этой работе, опубликованной в прошлом году в Nature.

Эндрю Ли надеется в будущем провести более широкомасштабный анализ других сообществ ископаемых рептилий и выявить ранее неизвестные подробности из жизни аллозавров, стегозавров и апатозавров, скорости их роста и стратегии выживания под натиском хищников. Мы обязательно расскажем об успехах палеонтологов.

На иллюстрации: Гадрозавр Hypacrosaurus stebingeri.//Andrew Lee, Ohio University.

Алексей Петров, www.gazeta.ru