Вещество, содержащееся в красном вине, молодит сердце

Как французам удается побеждать сердечные недуги вопреки их насыщенному жирами рациону? Ученые уже давно подозревали, что ответ на так называемый "французский парадокс" содержится в красном вине. Теперь же результаты нового исследования подводят их ближе к пониманию причин этого.

На этой неделе в онлайновом журнале публичной научной библиотеки (PLoS) с открытым доступом ONE было опубликовано, что исследователи из промышленных предприятий и научных сообществ, включая университет Висконсина-Мэдисона и университет Флориды, сообщают, что небольшие дозы ресвератрола - природного компонента, содержащегося в винограде, гранатах, красном вине и других продуктах, - потенциально могут повысить качество жизни, улучшив сердечно-сосудистую систему в пожилом возрасте.

Ученые включили небольшое количество ресвератрола в рацион мышей среднего возраста и обнаружили, что этот компонент оказывает распространенное влияние на генетические факторы старения. В частности, ученые обнаружили, что результат от небольшого количества ресвератрола такой же, как от так называемого ограничения калорий, диет с калорийностью на 20—30% ниже обычных. Новое исследование имеет большое значение, так как оно позволяет предположить, что ресерватрол и ограничение калорий, которые широко изучались как на животных, так и на людях, могут управлять одними и теми же генетическими путями, тесно связанными со старением.

"Ограничение калорий очень эффективно продлевает жизнь многим видам. Если животным дать меньше еды, регулируемая клеточная стрессовая реакция на эту полезную для здоровья привычку фактически вынуждает их жить дольше, - говорит Кристиан Леувенбург, автор исследования и руководитель отделения биологии старения в институте старения при университете Флориды. - В этом исследовании эффекты от небольшого количества ресвератрола (в генах) сравнимы с эффектами от ограничения калорий, критерием продления жизни."

Предыдущие исследования показали, что высокие дозы ресвератрола продлевают жизнь беспозвоночных и снижают преждевременную смертность мышей, диета которых была высококалорийной. Новое исследование дополняет те открытия, показывая, что прием ресвератрола в небольших дозах начиная со среднего возраста может принести такую же пользу, как и низкокалорийная диета.

"Ресвератрол активен в намного меньшем количестве, чем мы прежде считали", - сказал Томас Пролла, профессор генетики в Висконсинском университете и главный автор нового доклада.

Группа изучила влияние вещества на сердце, мышцы и мозг, наблюдая за тем, какие гены были включены и выключены во время процесса старения. Как поясняет главный автор и инициатор исследования Джейми Барджер из LifeGen Technologies (Мэдисон, штат Висконсин) в новом исследовании, в котором сравнивались генетические реакции животных на ограниченный рацион и нормальное питание с небольшим количеством ресвератрола, совпадения были поразительными.

В сердце, к примеру, насчитывается, по меньшей мере, 1029 генов, функции которых изменяются с возрастом. У животных с ограниченным рационом 90% тех сердечных генов претерпели изменения в экспрессии генов, в то время как небольшая доза ресвератрола препятствовала возрастным изменениям в 92% случаев. По словам авторов исследования, новые открытия показывают как особый ингредиент красного вина помогает сохранять молодость сердца.

Короче говоря, авторы отмечают, что стакан вина или пища, или добавки, содержащие ресвератрол даже в небольших дозах, вероятно, поможет предотвратить старение сердца.

Это открытие может также объяснить поразительное сердечное здоровье людей, живущих в некоторых районах Франции, где пища насквозь пропитана жирами, но при этом они значительно меньше страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, являющимися наиболее распространенной причиной смертности в США. По традиции во Франции прием пищи сопровождается стаканчиком красного вина.

"Должно быть, существует несколько основных биохимических путей, которые активируются в ответ на ограничение калорий, которые в свою очередь приводят в действие множество других путей, - объяснил Пролла. - А ресвератрол, по-видимому, также активирует некоторые из этих основных путей."

В настоящее время ресвератрол продается из-под прилавка в качестве добавки с предполагаемым антираковым, антивирусным, антивоспалительным и антистареющим действием, хотя и немногие научные исследования подтвердили эти утверждения в случае людей. Но это вскоре может измениться: исследователи из университета Флориды надеются изучить эффекты ресвератрола на пожилых людях в первой фазе клинического исследования, которое должно начаться этим летом.

Согласно Стиву Энтону, главному исполнителю предстоящего исследования и доценту геронтологии и гериатрии в Медицинском колледже при университете Флориды, исследование даст оценку влиянию добавки на память, физическую работоспособность, воспаление и окислительные нарушения.

Митохондрии, крошечные энергетические станции, которые поддерживают функционирование клеток, особенно чувствительны к нарушению окислительных процессов, которое накапливается в течение процесса старения.

"Исследования на животных показали, что ресвератрол, кажется, улучшает здоровье митохондрий", - сказал Тод Манини, также главный исполнитель предстоящего исследования и доцент геронтологии и гериатрии в Медицинском колледже при университете Флориды. "Митохондрии есть везде: в головном мозге, в мышцах, в печени. Поэтому они могут иметь глобальное значение для многих разных систем органов."