Высокие и низкие

Различие в размерах между высокой звездой баскетбола Шакил О'Нилом и маленьким жокеем Джорджом Чавицем очень существенно благодаря различиям их генов. К настоящему времени три научные группы сделали важный прорыв в идентификации множества генов и участков нашей ДНК, которые влияют на рост. Находка может привести к лучшему пониманию нарушений роста и других болезней, таких как рак.

Рост - это наследственная особенность, поэтому различия в генах могут объяснить, почему некоторые люди высокие, а другие - низкие. Кроме редких мутаций приводящих к малорослости или гигантизму, ученые достигли небольшого успеха в идентификации генов управляющих ростом человека. Метод называемый широкой генной ассоциацией изменяет поток: быстрым сканированием образцов полных геномов личности для варьирования в ДНК ассоциированной с общими нарушениями, исследователи обнаружили новые гены ответственные за диабет и болезни сердца (ScienceNOW, 3.05.2007). Этим методом, также ранее идентифицированы первые два участка ДНК, присоединенные к генам, отвечающим за нормальный рост, и теперь три группы добавляют множество других.

В отдельных случаях, каждая группа объединяла данные генов и роста, собранных из других исследований для накопления информации о 13 - 31 тысячи человек. Затем группы сканировали их соответствующие базы данных для единично-нуклеотидных полиморфизмов - участков, на которых ДНК разделяется по одной базе, которая объединяется с высокими или низкими, а затем со средними людьми. Исследователи под руководством Кари Стефансон, генетика из deCODE Genetics в Рейкьявике, Исландия, идентифицировали 27 таких участков и другие две группы под руководством генетика Тимати Фрэйлинга из Peninsula Medical School, Эксетер, Великобритания и Джоела Хиршхорна, генетика из Broad Institute, Кэмбридж, Массачусетс, определили 20 и 10 участков, соответственно. (Группы пока не имели возможности сравнить свои открытия, поэтому пока еще неизвестно, сколько будет совпадений).

Исследователи пока не знают, как эти генетические варьирования влияют на рост. Определенная часть в генах отвечает за рост скелета и развитие, являющееся необходимым, но другая часть генов или нераспознанных участков ДНК инициирует рак. Найдено, что на различные виды генов приходится лишь менее 4% ответственности за рост, поэтому исследователи считают, что еще много участков ДНК предстоит расшифровать.

Метод называемый широкой генной ассоциацией не может быть лучшим подходом для идентификации различных генов, говорит Юстин Эллис, генетик из университета Мельбурна, Австралия. Она отмечает, что подход может обнаружить гены, которые влияют на рост только когда создаются точные одинаковые условия, такие как голодная диета. Генетик Питер Вишер из Института медицинских исследований Квинсленда в Брисбане, Австралия, считает, что если бы исследователи обнаружили больше видов генов ответственных за рост, они могли бы использовать их для анализа ДНК, которая пока считается главной, но неизвестной причиной влияния на рост.