Каннибализм у дейнонихозавров?

Хищные динозавры дейнонихи не гнушались убивать и поедать своих сородичей. К такому выводу пришли ученые из Йельского университета. Последние данные могут подтвердить теорию о процветании каннибализма среди плотоядных динозавров. Некоторые современные потомки гигантских ящеров сохранили их привычки.

Обнаружен еще один вид динозавров, представители которого практиковали каннибализм, сообщает портал Discovery News. Динозавр вида Deinonychus antirrhopus («дейноних балансирующий»), относящийся к роду хищных ящеров дейнонихов, часто предпочитал питаться собственными родственниками, а не охотиться на животных других видов. Находка ученых из Йельского университета может подтвердить гипотезу некоторых палеонтологов, согласно которой многие виды плотоядных динозавров любили полакомиться сородичами.

Американские эксперты нашли новые подтверждения теории каннибализма плотоядных динозавров сразу на двух участках: на юге штата Монтана (формация Cloverly) и на юго-востоке штата Оклахома (формация Antlers). В ходе раскопок в Монтане палеонтологи обнаружили фрагменты четырёх скелетов дейнонихов. Рядом с костями хищников учёные нашли и останки их возможной добычи – травоядных тенонтозавров Tenontosaurus tilletti, живших на территории современной Северной Америки в течение раннего Мелового периода, приблизительно 116–113 миллионов лет назад.

«Несмотря на то что рост хищника немногим превышал полтора метра, он смог убить тенонтозавра, который был выше его почти в два раза и весил около тонны», – отметил Дэниэл Бринкман, учёный из йельского Музея натуральной истории Peabody, специализирующийся на палеонтологии позвоночных. В Оклахоме палеонтологи вскоре раскопали еще четыре скелета тенонтозавров, рядом с которыми находились останки дейнониха.

Помимо костей, палеонтологи обнаружили фрагмент окаменевших сухожилий, из которых состоял хвост дейнониха. Вместе с хвостом учёные нашли большой коготь, который у дейнонихов располагался на большом пальце задних конечностей и был, по-видимому, главным орудием охоты.

«Вряд ли динозавр, даже агонизирующий, мог самостоятельно напороться на собственный коготь», – считает Бринкман. Скорее всего, резюмирует учёный, динозавр погиб в результате нападения его собственных сородичей.

Исследователи считают, что запах дохлых тенонтозавров мог привлечь сразу нескольких дейнонихов, но когда хищники обнаружили, что на месте есть живые сородичи, предпочли полакомиться свежим мясом самых слабых из них. Ранее учёные считали, что подобные находки могут быть иллюстрацией того, что дейнонихи охотились стаями и нередко погибали вместе со своей добычей. Теорию существования «групп охотников», которые могли практиковать своеобразное разделение функций, поддерживал и известный йельский палеонтолог Джон Остром.

Однако более тщательный анализ останков динозавров позволяет учёным утверждать, что в обоих случаях они раскопали не просто сцену неудачной охоты. «Мы раскопали сцену убийства», – заявляет соавтор исследования Брайан Роуч.

Учёные и раньше обнаруживали свидетельства процветавшего среди динозавров каннибализма. Так, на некоторых обнаруживаемых костях майюнгозавров (Majungasaurus crenatissimus), хищных динозавров позднемеловой эпохи, исследователи находили следы зубов особей того же вида.

В меловой период морские трансгрессии охватывали значительные части Европы Возможно, впрочем, что самым сильным аргументом в пользу теории широкого распространения каннибализма среди плотоядных динозавров станет тот факт, что живущие до сих пор представители группы археозавров (некоторые виды птиц и рептилий) зачастую поедают друг друга. Малые ушастые совы, краснохвостые ястребы, другие виды хищных птиц и крокодилов до сих пор не прочь полакомиться родственниками. Например, ряд исследований показал, что большинство крокодилов погибают как раз в пасти своих собратьев.

Кроме того, как отмечают авторы исследования, поведение самых больших современных ящеров – гигантских варанов с индонезийского острова Комодо («драконов Комодо») – также доказывает, что каннибализм процветает и среди современных пресмыкающихся. По словам Бринкмана, драконы Комодо сегодня ведут себя примерно так же, как вели себя плотоядные динозавры миллионы лет назад. Ящеры могут питаться падалью, но все же предпочитают свежее мясо – даже если это мясо их сородичей.

Пока палеонтологи не смогли прийти к компромиссу. Некоторые исследователи по-прежнему считают, что необходимо говорить об «общественно ориентированной» охоте динозавров, другие соглашаются, что теория йельских специалистов лучше помогает понять и объяснить последние находки палеонтологов. Если эта интерпретация подтвердится, учёным придётся пересмотреть результаты анализа многих палеонтологических раскопов.

Американские астрономы, в свою очередь, внесли свой вклад в изучение динозавров. Они утверждают, что установили, откуда именно взялся астероид, падение которого 65 миллионов лет назад на Землю положило конец господству гигантских ящеров. По их мнению, это осколок одного из крупных астероидов, столкнувшихся еще за 100 миллионов лет до конца Мелового периода между орбитами Марса и Юпитера.

Оксана Молчанова, www.gazeta.ru