Палеонтологи отодвинули в прошлое дату изобретения слуха

Линда Цуджи (Linda Tsuji) и Йоханнес Мюллер (Johannes Muller) из берлинского университета Гумбольдта (Humboldt-Universitat zu Berlin) провели детальный анализ нескольких десятков экземпляров ископаемых останков существ, возрастом 260 миллионов лет, и утверждают, что они (существа) обладали удивительно современным ухом.

Это открытие отодвигает дату появления чувства слуха у наземных позвоночных на миллионы лет в прошлое в сравнении с предыдущими оценками.

Рептилии нескольких близких видов, среди которых Bashkyroleter mesensis (на фото под заголовком), были обнаружены при раскопках в бассейне российской реки Мезень ещё в 1930-х годах, но до сих пор они не были исследованы столь подробно.

Анатомически эти животные являются типичными позвоночными, слуховой аппарат которых, однако, оказался схож с таковым у современных существ. В наиболее сохранившихся экземплярах палеонтологи нашли даже внутренние косточки уха, подобные современным.

Известно, что первые позвоночные, начавшие завоёвывать сушу, были, фактически, глухими. У них не было механизма, позволяющего (посредством этих самых мелких косточек) передавать звуковые колебания от барабанной перепонки к внутреннему уху, поясняет ScienceDaily.

Способность современных животных слышать широкий диапазон частот, важная для охоты или бегства от хищников, как предполагали учёные ранее, начала развиваться лишь незадолго до появления динозавров (а это событие относят примерно на 230 миллионов лет назад). Некоторые исследователи предположили, что такой слух появился у хищников, охотящихся на жужжащих насекомых, число которых резко выросло именно в эпоху первых динозавров.

Да и самые ранние окаменелости животных, которые демонстрируют слуховой аппарат, сходный по анатомии с современным, до нынешнего открытия немецких учёных насчитывали лишь 200 миллионов лет. Так что новая находка (вернее, новый анализ очень старой находки) отодвинула дату "изобретения" слуха ещё на 60 миллионов лет в прошлое. А тогда жужжащие насекомые не были распространены.

Цуджи и Мюллер проанализировали эффективность слухового аппарата обследованных существ и пришли к выводу, что они могли слышать как минимум не хуже современных ящериц. Также они обратили внимание, что относительные размеры барабанной перепонки и внутренних косточек были подобны у них тем же пропорциям у современных обитателей суши.

И ещё внимание биологов привлекли относительно крупные глаза "ящериц". Возможно, эти древние рептилии вели ночной образ жизни. Тогда становится понятным и их развитый слух. Ведь у современных животных наиболее чуткий слух можно найти именно у ночных хищников (кошки, совы). Так что проанализированные в новой работе позвоночные вполне могут оказаться одними из первых существ, перешедших на ночной образ жизни. Это был важный (и смелый) шаг эволюции, поскольку древние хладнокровные (как и современные) нуждались в солнце для поддержания нормальной температуры тела.

Фото: череп первого обладателя современного уха насчитывает 6,5 сантиметра в длину. Розовым цветом показано предполагаемое расположение барабанной перепонки (иллюстрация Linda Tsuji и Johannes Muller). www.membrana.ru