Деньги мотивируют человеческие поступки на бессознательном уровне


Чтобы различить эти монеты, жителю Великобритании достаточно 17 миллисекунд
Чтобы различить эти монеты, жителю Великобритании достаточно 17 миллисекунд

Британские исследователи экспериментально показали, что ожидание денежной награды может мотивировать человеческие действия на бессознательном уровне. Один и тот же участок мозга — вентральный паллидум — отвечает за оценку величины ожидаемой денежной награды как при сознательной, так и при бессознательной мотивации.

Мотивы многих человеческих поступков лежат в области бессознательного. Казалось бы, это давным-давно всем известно, спасибо дедушке Фрейду. Однако строгих исследований с репрезентативными выборками и корректной статистикой по этому поводу до сих пор было проведено совсем немного. Сторонники классического психоанализа не склонны утруждать себя коэффициентами корреляции и прочими хи-квадратами, а современная экспериментальная психология испытывает определенные трудности с постановкой корректных экспериментов в этой области.

Британские исследователи из Института неврологии Лондонского университетского колледжа (Institute of Neurology, University College, London) придумали и провели интересный эксперимент, который довольно убедительно продемонстрировал влияние бессознательного на человеческие поступки.

Восемнадцать добровольцев смотрели на экран, на котором им показывали сначала бессмысленную картинку, затем на долю секунды появлялось изображение одной из двух монет (фунт стерлингов или пенни), потом снова — та же самая бессмысленная картинка. В правой руке испытуемый держал силомер. Условия игры были такие: чем сильнее испытуемый сожмет силомер после демонстрации стимула (монетки), тем большую часть соответствующей суммы он получит в качестве выигрыша. Таким образом, если на экране мелькнул фунт, имело смысл давить изо всех сил, а если пенни, целесообразно было поберечь силы в ожидании последующих фунтов. Каждая «сессия» состояла из 90 экспериментов, так что фактор усталости играл немаловажную роль. Действительно, к концу сессии сила, прилагаемая участниками, заметно снижалась. Подробно методика эксперимента описана здесь (Pdf, 260 Кб).

Эксперимент проводился в трех вариантах, различавшихся длительностью демонстрации монетки (17, 50 и 100 миллисекунд). Предварительно было установлено, что за 100 миллисекунд все испытуемые успевают разглядеть монетку и безошибочно определяют, фунт это или пенни. За 50 миллисекунд, и тем более за 17, никто не узнавал монетку: в большинстве случаев люди утверждали, что вообще ничего не видели, кроме бессмысленной картинки.

Добровольцев, однако, просили «угадать», какая была монетка, даже если они утверждали, что не видели ее или не успели разглядеть. При 17 мс результативность угадывания была нулевой (50% правильных ответов), при 50 мс дело обстояло несколько лучше (около 64% правильных угадываний). Уже одно это позволяет заключить, что мы можем что-то знать, не отдавая себе в этом отчета.

Затем приступили к основному этапу эксперимента, в ходе которого регистрировалась сила, прикладываемая к силомеру, электропроводность кожи, а также велись наблюдения за активностью мозга при помощи магнитно-резонансной томографии. Выяснилось, что люди, «не видевшие» никакой монетки и не способные угадать ее достоинство, тем не менее вели себя так, как будто всё видели. Это неосознанное знание проявилось и в силе, прикладываемой к силомеру, и в активности мозга, и в изменениях электропроводности кожи.

Сложный статистический анализ магнитно-резонансных «срезов» мозга испытуемых позволил выявить конкретный участок, неизменно возбуждающийся в ответ на демонстрацию монетки — вентральный паллидум («бледный шар»). При этом вид фунта вызывает достоверно более сильное возбуждение, чем вид пенни. Ранее уже было установлено, что именно этот отдел мозга и у людей, и у крыс специализируется на обработке информации, связанной с ожиданием награды (всевозможные предвкушения, разочарования и т. п.).

Изменения активности паллидума, электропроводности кожи и силы сжатия силомера после демонстрации фунта (черные линии) или пенни (белые линии). Толщина линии соответствует времени демонстрации монетки: толстая линия — 100 мс, средняя — 50 мс, тонкая — 17 мс. Рис. из обсуждаемой статьи в Science
Изменения активности паллидума, электропроводности кожи и силы сжатия силомера после демонстрации фунта (черные линии) или пенни (белые линии). Толщина линии соответствует времени демонстрации монетки: толстая линия — 100 мс, средняя — 50 мс, тонкая — 17 мс. Рис. из обсуждаемой статьи в Science

По всем трем показателям (активность паллидума, электропроводность кожи и сила, приложенная к силомеру) выявились достоверные различия в степени влияния стимулов (фунтов и пенсов) не только при долгой демонстрации стимула (100 мс), но и при короткой (50 мс), а в некоторых случаях слабые различия обнаружились даже при сверхкороткой демонстрации (17 мс). Иными словами, когда на экране с неуловимой для сознания скоростью мелькал фунт, люди сильнее сжимали силомер, электропроводность их кожи подскакивала резче, а вентральный паллидум работал активнее, чем после такого же мелькания монетки в 1 пенс.

Авторы считают полученные результаты убедительным доказательством существования бессознательной мотивации человеческого поведения. Особенно важным, по их мнению, является тот факт, что один и тот же участок мозга — вентральный паллидум — участвует в оценке величины ожидаемой награды как при сознательной, так и при бессознательной мотивации. Это значит, что природа обоих явлений по сути сходна. Сознательный контроль в данном случае вносит лишь количественные, но не качественные изменения в реакцию человека на денежный стимул. Нетрудно заметить, что на рисунке толстые линии (соответствующие случаям с осознанной мотивацией) отличаются друг от друга сильнее, чем тонкие, соответствующие реакциям на неосознанный стимул. Короче говоря, осознание происходящего хоть и не является обязательным условием для зарабатывания денег, но все-таки заметно повышает эффективность процесса.

Источник: Mathias Pessiglione et al. How the Brain Translates Money into Force: A Neuroimaging Study of Subliminal Motivation // Science. 2007. V. 316. P. 904–906.

Александр Марков

<< Назад