Ящерица-змея с задними лапками

Канадец Майкл Кэлдвелл (Michael Caldwell) и его коллеги из университета Альберты (University of Alberta) описали новый вид ископаемой ящерицы, которая продемонстрировала палеонтологам самые первые шаги на пути превращения в змею.

Новый вид ящериц, названный Adriosaurus microbrachis, обитал в море 95 миллионов лет назад. Это была ящерица, потерявшая в ходе эволюции передние конечности.

Кости её передних лап, фактически, не сформировались в ходе эмбрионального развития. В то время как задние конечности у животного не только присутствуют, но и хорошо развиты.

Это создание позволило учёным под новым углом взглянуть на эволюцию змей. Дело в том, что змеи развились из ящериц, постепенно потеряв конечности.

Любопытно, что только недавно учёные открыли первую на планете змею возрастом 90 миллионов лет. У неё тоже не было передних ног, но также были задние, правда, уже настолько маленькие, что они почти (или даже вовсе) не использовались.

Таким образом, в тот раз исследователи сделали вывод, что в ходе превращения в змей ящерицы потеряли сначала передние конечности, а потом — задние. И произошло это, как посчитали тогда, на суше. Поскольку первая змея была сухопутной.

Но вот, переместившись с новым исследованием ещё на 5 миллионов лет в прошлое, палеонтологи обнаружили противоположное свидетельство: ведь ящерица Adriosaurus microbrachis была водным созданием.

Это, кстати, не только первый пример потери конечностей у ящериц, живущих в воде, но и самый ранний пример потери конечностей у ящериц вообще. Таким образом, перед нами самые ранние шаги, которые привели к появлению змей.

Интересно, что данную окаменелость нашли ещё в XIX веке, но она свыше 100 лет пролежала без внимания в музее естествознания Триеста (Civico Museo di Storia Naturale), пока Кэлдвелл сотоварищи не "открыли" и не поняли важное значение этих останков.

Оригинал новости: http://www.membrana.ru/lenta/?7066