Комета Макнота порадовала любителей астрономии

Комета McNaught (C/2006 P1) 10 января 2007 года. Фото: Giuseppe Menardi с сайта spaceweather.com

Комета, заявившая о себе на весь мир в начале января этого года, продолжила свое «звездное шоу» уже в Южном полушарии неба. Но тем, кто не успел ее увидеть, не стоит так уж расстраиваться. Благодаря интернету любителям астрономии стали доступны сотни снимков кометы Макнота во всех возможных ракурсах, сделанные в разных уголках земли.

Комета Макнота была открыта в созвездии Змееносца (Ophiuchus) еще 7 августа 2006 года австралийским астрономом Робертом Макнотом (Robert H. McNaught) на снимках, сделанных в обсерватории Сайдинг-Спринг (Siding Spring Observatory) в Новом Южном Уэльсе. На момент открытия блеск кометы (звездная величина) составлял 17m. До этого имя австралийского астронома получили уже три десятка комет, но, как правило, они были недоступны любительским телескопам.

Нынешняя «небесная гостья», получившая наименование комета Макнота (C/2006 P1) — McNaught (C/2006 P1), — поначалу тоже вела себя вполне скромно. Расчет эфемерид показал, что максимальный блеск, которого она может достичь к середине января, составит 2m, поэтому особого ажиотажа не наблюдалось даже среди любителей астрономии, не говоря о рядовых гражданах. Было известно, что при максимальном блеске комета пройдет на небосводе слишком близко к Солнцу — на угловом расстоянии около 6 градусов. Но при 2m увидеть комету так близко к Солнцу в обычные любительские телескопы не представляется возможным. Максимум, на что надеялись любители астрономии, — это на возможность увидеть комету в начале января, когда она короткое время будет видна в созвездии Щита на фоне сумеречного сегмента.

Комета McNaught (C/2006 P1) 5 января 2007 года. Фото: Александра Иванова (обработка в «Регистакс» и «Фотошоп»)

Но уже к середине декабря, когда комета находилась на границе созвездий Змееносца и Змеи (Serpens), ее блеск оценивался в 6m — он «опережал график» на несколько звездных величин! Вот тогда-то и появились первые предположения, что McNaught (C/2006 P1) можно будет наблюдать, как самую яркую комету года. Но за первую декаду 2007 года она приобрела еще более удивительную яркость и признана ярчайшей кометой последних десятилетий. McNaught (C/2006 P1) стала самой яркой из наблюдавшихся за последние 40 лет комет. Блеск ее намного превысил блеск кометы Хейла-Боппа (Comet Hale-Bopp), навестившей нас в 1997 году, и, тем более, знаменитой кометы Галлея, прошедшей перигелий двадцать лет назад (в 1986 году). Из всех ярких комет McNaught (C/2006 P1) уступила только Икейя-Секи (Ikeya-Seki C/1965 S1), блеск которой 20 октября 1965 года достиг –7m!! Всё же в максимуме своего блеска нынешняя комета затмила Венеру.

Комета днем — редкое зрелище. 13 января. Фото: Philipp Salzgeber, Wolfurt, Austria, Europe с сайта spaceweather.com

В первых числа года комету удалось пронаблюдать невооруженным глазом и сфотографировать многим любителям астрономии России и СНГ. К сожалению, плотная пелена облаков, характерная для этого времени года, не позволила увидеть McNaught (C/2006 P1) многим любителям России и СНГ. Автор этих строк также не смог лицезреть нашумевшую комету воочию, так как к тому времени, когда небо над Южным Уралом расчистилось, комета успела уйти далеко в южное полушарие неба. Но благодаря интернету любители со всего мира дали возможность другим увидеть комету во всех ракурсах. Сотни фотографий кометы можно найти на многих ресурсах Всемирной паутины. Наиболее яркие фото представлены на страничке Comet McNaught Photogallery.

12 января в 19 часов по всемирному времени, находясь в созвездии Стрельца (Sagittarius), комета прошла перигелий (минимальное расстояние от Солнца) — 25,4 миллиона километров, или 0,17 астрономической единицы. Комета зашла внутрь орбиты Меркурия наполовину ближе его к центральному светилу. Эти дни буквально потрясли астрономический мир. Комета стала ярче Венеры, которая видна сейчас на вечернем небе, и приобрела роскошный хвост. Блеск C/2006 P1 достиг значения –5m, и она стала видна даже днем!

Комета на дневном небе (слева вверху) 13 января 2007 года. Фото: Mauro Zorzenon и Cristina Scauri, Matajur Mountain, Udine, Italy с сайта spaceweather.com

Дневную комету наблюдали многие зарубежные любители астрономии и любители стран СНГ. Одним из первых это удалось сделать Сергею Шурпакову — известному наблюдателю комет из Белоруссии. А самые первые фотографии «хвостатой странницы» среди любителей астрономии России сделал Александр Иванов из Кубанского астрономического клуба 5 января 2007 года (блеск около 1m).

А вот как описывает наблюдения кометы японский любитель астрономии Сейичи Йошида (Seiichi Yoshida): «Я сбежал с работы около 5 часов вечера, специально чтобы увидеть комету Макнота. Отнаблюдав комету, я немедленно вернулся на свое рабочее место. Небо было прекрасным, без облаков, что является типичной зимней погодой для нашей местности. Но некоторая дымка всё же была, так как горы были видны нечетко. Согласно прогнозам погоды, это был мой последний шанс увидеть комету, и мне это удалось. Закат должен был произойти в 16:44 по местному времени. Но тонкое облако было расположено как раз в месте заката, поэтому Солнце исчезло из виду несколько раньше. Я достиг места наблюдений в 16:38. В это время я уже видел Венеру невооруженным глазом. Но комету с биноклем 10?70 найти пока не получалось, хотя я видел достаточно самолетов и их следов. Вплоть до 17 часов я видел только Венеру. Однако в 17:02 я наконец смог обнаружить комету над самолетным следом! Постепенно становилось темнее, но всё еще было довольно ярко. Солнце опустилось на горизонт только на 4 градуса.

Комета McNaught (C/2006 P1) 18 января 2007 года. Фото: Jamie Newman, Papakura, Auckland, New Zealand с сайта spaceweather.com

Но комета была видна: небольшая звездоподобная голова и правильный хвост, направленный вверх и наклоненный вправо. Я оценил блеск кометы примерно в 17:07 (–2,2m), когда она была видна лучше всего. В это время я смог различить Альтаир в свой бинокль 10?70. Да, комета была ярче, чем расположенная выше нее звезда первой величины. Становилось темнее, Вега и Альтаир были видны невооруженным глазом, а в бинокль можно было различить звёзды ? и ? Aql. Но комета казалась столь же яркой, несмотря на то что опустилась несколько ниже над горизонтом.

Перед заходом комета стала казаться заметно слабее. Возможно, у самого горизонта имелись тонкие незаметные облачка. Но комета была довольно хорошо видна в бинокль до тех пор, пока не скрылась за отдаленным домом. Я наслаждался видом C/2006 P1 достаточно долго. То место, где я наблюдаю, не лучшим образом подходит для наблюдения вечерних комет, потому что в юго-восточном направлении находится Токио. Так что для меня комета не была такой большой, как для наблюдателей с лучшими условиями, и хвост казался мне относительно коротким. Но, так или иначе, я получил замечательное впечатление, увидев яркую комету в сумерках на красочном небе. Это наблюдение очень сильно отличается от обычных наблюдений комет. В начале моего наблюдения комета имела высоту 4,7 градуса, а в конце — 1,4 градуса. Это самая яркая комета в моей жизни, она ярче, чем комета Хейла-Боппа или Хиакутаке».

Комета McNaught (C/2006 P1) от SOHO с сайта sohowww.nascom.nasa.gov

Комета преподнесла сюрприз не только наблюдателям на Земле, но и космическим телескопам. За время своего существования космическая обсерватория Solar and Heliospheric Observatory (SOHO) агентств NASA и ESA зафиксировала около Солнца более тысячи комет, но никогда не видела такой яркой кометы, как McNaught (C/2006 P1). С 12-го по 15 января были сделаны великолепные снимки хвостатой гостьи. Широкий яркий хвост даже не поместился полностью в поле зрения обсерватории. Комета оказалась настолько яркой, что подействовала на CCD-матрицу камеры «ослеплением» пикселей светом. За время прохождения кометы через поле зрения SOHO удалось создать видеоролик из всех полученных изображений. Скачав его, вы сможете увидеть комету около Солнца в движении.

Вторую половину января комета демонстрировала великолепное небесное шоу на небе южного полушария. Такого феерического зрелища жители южных стран не видели никогда! Комета с хвостом в виде веера длиной в несколько десятков градусов! Остается только завидовать жителям Австралии, Африки и Южной Америки и наслаждаться видом кометы Макнота на фотографиях. Тем более, что комета побывала в окрестностях Земли и Солнца первый и последний раз, так как не является периодической. Но в апреле к Солнцу возвращается знаменитая комета Энке. Может быть, и она преподнесет такой же сюрприз? Будем ждать!

Александр Козловский