Найдена паутина времен мелового периода

В Испании в целости и сохранности обнаружена паутина, в которой насекомые встречали свою смерть еще тогда, когда по Земле свободно разгуливали динозавры. Паутина признана древнейшей известной на сегодняшний день. Паук прилагается.

Самую древнюю на свете паутину обнаружили на севере Испании, в местечке Алава, сообщает ВВС. Концентрическая, или спиральная, паутина вместе с ее хозяевами – парочкой пауков-кругопрядов буквально вплавилась в кусок янтаря, где отлично сохранилась.

Находка, подробно описанная в журнале Biology Letters Британского королевского общества, датируется 112–115 млн лет – нижнемеловым периодом, что делает ее самой древней паутиной такого типа, когда-либо попадавшей в руки ученых.

Концентрические, спирально закрученные паутины, которые и ассоциируются у людей во всем мире с пауками, верой и правдой служили для ловли насекомых уже тогда, когда по Земле еще разгуливали динозавры.

Эффективность стратегии проверена временем и доказана эволюционно, о чем свидетельствует огромное разнообразие кругопрядов, которых сегодня на нашей планете насчитывается, по некоторым оценкам, не менее 2847.

Типичная концентрическая паутина состоит из двух видов материалов – более прочного и более гибкого и эластичного.

Сочетание разных нитей и позволяет сначала поймать быстро летящее насекомое, а затем удержать его, пока оно будет биться в западне. Сначала плетутся радиальные нити из нелипкой паутины, а затем от центра выплетается составляющая большую часть поверхности всей паутины спиральная нить, которую паук покрывает липким секретом.

Янтарь – окаменевшая смола, выделившаяся некогда из деревьев – остается неповрежденным и не меняет вид в течение миллионов лет, за что его и любят палеонтологи: в янтаре часто находят доисторических животных и растения.

Застывших в янтаре испанских пауков Дэвид Пенней из университета Манчестера (Великобритания) и Висенте Ортуно из университета Алькала (Испания) предлагают выделить в новый вид Mesozygiella dunlopi.

Как пишут исследователи в своей статье в Biology Letters, пауки, вероятно, переживали настоящий эволюционный и популяционный взрыв в течение мелового периода, и их численность резко возросла. Стремительное развитие цветковых растений повлекло за собой увеличение количества опылявших их насекомых, которые, в свою очередь, создавали надежную биологическую основу для существования пауков, которые в результате стали по-настоящему процветать.

В Девоншире уже находили окаменевших пауков, чей возраст оценивается в 350-420 млн лет, – они плели свои сети даже раньше, чем появились динозавры.

В некоторых окаменелостях даже присутствуют остатки прядильного органа, с помощью которого пауки и создают паутину.

Однако как именно их использовали доисторические кругопряды, пока остается непонятным; некоторые кругопряды используют шелковые нити и для обустройства своего логовища и защиты мешочков с отложенными яйцами.

Оригинал новости: http://www.gazeta.ru/science/2006/06/14_a_665573.shtml