Найдена змея с ногами

Находка свидетельствует о том, что ископаемые змеи все-таки могли происходить от наземных ящериц. У аргентинской змеи есть крестцовые кости, а бедренные кости прикреплены к позвоночнику.

Найденная в Аргентине в 2003 году окаменелость принадлежит двуногому существу, которое можно считать самой примитивной известной змеей. Открытие обещает подлить масла в огонь научных споров на тему «где появились первые змеи - на суше или в море».

Как пишет журнал Nature, анатомическое строение скелета и место обнаружения окаменелости показывают, что змеи развивались все-таки от наземных четвероногих ящериц, постепенно «терявших» лишние ноги.

Змею назвали Najash rionegrina. Она жила в Патагонии около 90 млн. лет назад. Ее обнаружили в районе Рио-Негро, примерно в 1 130 километрах к юго-западу от Буэнос-Айреса. По оценке одного из авторов описания находки в Nature - Хассама Зэера (Zaher) из зоологического музея университета Сан-Пауло (Бразилия), размер наяша не превышал 3 футов.

Ученым впервые удалось увидеть змею с крестцом - специфическими костями, поддерживающими таз и связывающими бедра со спинным хребтом.

У многих современных змей - удавов - сохранились в том или ином виде рудиментарные конечности, однако они не скреплены с позвоночником и просто «свисают» по сторонам туловища (по выражению первооткрывателя патагонской змеи - Себастьяна Апестегуйа (Apesteguia) из Аргентинского музея естественной истории). Крепления ящерицы лишились по мере того, как становились змеями. Патагонский наяш - единственная змея, ее не утратившая, что и делает ее самой древней из известных на сегодняшний день. Как пишет Апестегуйя, прежде находили и окаменелости змей постарше - в Северной Африке и Восточной Европе, но все они были морского происхождения и без крестцовых костей. Кроме того, анатомия патагонской змеи ясно свидетельствует, что она жила в норах. Как полагает Зэер, хотя у существа имелись две небольшие задние ноги, оно использовало их лишь от случая к случаю и обычно ползало, как современные змеи.

Сторонники водного происхождения змей настаивают на том, что предки змей - мозозавры. Первого идентифицированного мозозавра обнаружил на рубеже 1990-х археолог-любитель Вэн Тернер, однако находку подтвердили лишь спустя 16 лет, в 2005 году, когда была произведена реконструкция необычной ящерицы, жившей 92 млн. лет назад. Палеонтологи Майкл Полкин и Гордон Белл назвали рептилию Dallasaurus turneri. Даллазавр обладал тонкими ступнями и лапами, а у более поздних мозазавров уже появились плавники. На исходе ХХ века был обнаружен еще ряд окаменелостей в морских отложениях Израиля, также признанных мозозаврами.

По мнению Апестегуйи, змеи, вероятно, начали развиваться в юрском периоде, около 150 миллионов лет назад, но пока наука не располагает никакими документальными свидетельствами тому. «В начале мелового периода, - думает аргентинский палеонтолог, - змеи раскололись на несколько групп - наземных, к которым относился и Najash, и водяных». К середине мелового периода, то есть примерно 95 млн. лет назад, они могли сосуществовать параллельно. Вопрос, какие формы примитивнее, остается открытым. Апестегуйя считает, что водяные змеи - более поздние: судя по костям их черепов, челюсти их были шире и более приспособлены для заглатывания крупной добычи, которая «по зубам» современным змеям.

Оливье Риппель, эксперт по окаменелостям рептилий и геолог из Field Museum в Чикаго, считает, что находка представляет собой убедительное свидетельство в пользу того, что змеи зародились на суше.

В то же время, по его словам, наука пока недостаточно знает о происхождении и развитии ранних змей, чтобы делать однозначные выводы. Возможно, разные формы змей лишались конечностей параллельно и независимо друг от друга. Примерно такую же точку зрения озвучил и Блэр Хеджес, специалист по эволюционной биологии государственного университета штата Пенсильвания. «Сейчас маятник качнулся в сторону сухопутного происхождения змей, но имеющихся окаменелостей явно не хватает для окончательного решения вопроса, - сообщил он. - Зато патагонская находка подхлестнет сторонников «морской» гипотезы и стимулирует дальнейшие исследования».

Ольга Португалова.