Неуловимый остаток сверхновой?

Снимки сделаны инфракрасным космическим телескопом им. Спитцера. На снимках (a) и (b) слева показана область, в которой открыт новый объект. На снимке (c) — изображение известного остатка сверхновой SNR 0102.2-7219 в Малом Магеллановом Облаке, также полученное телескопом им. Спитцера. Видно, что новый источник отсутствует на снимке (a), сделанном на длине волны 8 микрон. Снимки (b) и (c) получены на длине волны 24 микрона (из работы P. W. Morris et al., astro-ph/0602552)
Снимки сделаны инфракрасным космическим телескопом им. Спитцера. На снимках (a) и (b) слева показана область, в которой открыт новый объект. На снимке (c) — изображение известного остатка сверхновой SNR 0102.2-7219 в Малом Магеллановом Облаке, также полученное телескопом им. Спитцера. Видно, что новый источник отсутствует на снимке (a), сделанном на длине волны 8 микрон. Снимки (b) и (c) получены на длине волны 24 микрона (из работы P. W. Morris et al., astro-ph/0602552)

Космический инфракрасный телескоп им. Спитцера обнаружил в созвездии Цефея чрезвычайно любопытный объект. Природа его до конца не ясна, но существует одна интереснейшая и вполне вероятная возможность: это может быть молодой остаток сверхновой. Если это так, то это будет первый остаток, открытый по наблюдениям в инфракрасном диапазоне. (Еще до того, как я начал читать свежий выпуск e-принтов, мое внимание на эту работу обратил Дмитрий Вибе.)

Инфракрасный телескоп им. Спитцера работает на орбите относительно недавно — он был запущен 25 августа 2003 года. Это четвертая (и последняя) из так называемых Великих обсерваторий NASA (три первых проекта — Космический телескоп им. Хаббла, Комптоновская гамма-обсерватория и рентгеновская обсерватория Чандра), работающих в четырех разных диапазонах волн — видимом (оптическом) свете, гамма-, рентгеновском и инфракрасном излучении. Чтобы продемонстрировать возможности инструмента, был проведен быстрый «просмотр» Галактики (Galactic First Look Survey). Именно в рамках этого обзора и был обнаружен новый объект.

Вы видите три изображения, полученные на телескопе им. Спитцера. Самое правое — это известный остаток сверхновой SNR 0102.2-7219 в Малом Магеллановом Облаке. На среднем снимке, полученном на длине волны 24 микрона, — новый объект. Видно, что этот объект и SNR 0102.2-7219 очень похожи. Однако на левом снимке, полученном на длине волны 8 микрон, нового объекта мы не видим. Остаток SNR 0102.2-7219 (на правом рисунке) тоже был обнаружен Спитцером только на длине волны 24 микрона.

Нетипичность наблюдаемой оболочки заключается в том, что нет излучения теплой пыли. Во многом с этим и связана неуловимость. Источник не виден не только на 8 микронах, но и на 3,6, 4,5, 5,8, 70 и 160 микронах. Наблюдаемое на 24 микронах излучение испускается атомами трехкратно ионизованного кислорода.

Угловой размер источника чуть более одной минуты. Для определения физического размера нужно знать расстояние, но для многих астрономических объектов это очень трудно сделать, и наш герой не является исключением. Оценка расстояния очень неопределенная, но, если верить ей, то источник находится в 10 кпк (килопарсек) от нас и, что достаточно важно, на высоте 400 пк над галактической плоскостью. На этой высоте плотность окружающего вещества невелика, что так же, как и отсутствие излучения пыли, способствует трудноуловимости объекта.

Открытый источник не очень похож на планетарные туманности или другие оболочки вокруг звезд по нескольким причинам. Во-первых, нет пыли. Во-вторых, спектр не похож на типичные спектры таких образований. А в-третьих, не видно самой центральной звезды. Так что авторы полагают, что мы имеем дело с молодым остатком сверхновой. Причем, по всей видимости, остатком так называемой сверхновой типа Ia.

Сверхновые типа Ia — это взрывы белых карликов, масса которых возросла настолько, что стала больше критической, так называемой чандрасекаровской массы. Именно этот тип сверхновых используется в космологии для определения расстояний до очень далеких галактик. Как известно, звезды в основном сосредоточены в узком слое толщиной около 200 пк вблизи плоскости Галактики. Если звезда забралась на 400 пк от плоскости, то она должна быть довольно старой. Это аргумент в пользу того, что наблюдаемый объект является остатком сверхновой типа Ia. О молодости остатка (возраст около 1000 лет) говорят его небольшой размер и очень правильная форма.

По всей видимости, это в самом деле новый интересный остаток сверхновой. Если так, то это будет первый остаток, открытый по данным инфракрасных наблюдений. Но может быть, это все-таки планетарная туманность или еще какое-то образование, связанное с невзрывным сбросом массы звездой. Будем ждать новых данных по этому объекту, а также результатов инфракрасных наблюдений на телескопе им. Спитцера для других молодых остатков сверхновых типа Ia.

Источник: Patrick W. Morris, Susan Stolovy, Stefanie Wachter, Alberto Noriega-Crespo, Thomas G. Pannuti, D.W. Hoard. Tentative Discovery of a New Supernova Remnant in Cepheus: Unveiling an Elusive Shell in the Spitzer Galactic First Look Survey // astro-ph/0602552.

Сергей Попов