Нанопроволока на службе у онколога

Слева: кремниевая нанопроволока покрывается никелем, затем нагревается, чтобы сформировалась связь, затем излишки никеля убираются. Справа: сделанный электронным микроскопом снимок нанопроволоки (показана стрелочками) диаметром в поперечнике 20 нанометров, или 200 атомов (изображение с сайта www.harvard.edu)

Исследователи из Гарвардского университета обнаружили, что присутствие раковых клеток в организме можно определять, сканируя кровь с помощью специального массива кремниевой нанопроволоки. Этот высокоточный и высокочувствительный метод, возможно, позволит распознавать и конкретный тип раковых клеток.

Использовавшаяся в опытах кремниевая нанопроволока, сообщается в пресс-релизе Гарвардского университета, способна определять наличие молекулярных меток даже если их доля во взятой на анализ крови не превышает одной стомиллиардной от общего объема присутствующего в крови белка. Помимо столь поразительно высокой разрешающей способности, нанопроволока, как представляется, сможет в перспективе с весьма высокой степенью точности определять и тип онкологического заболевания. Причем на проведение анализа требуется всего несколько минут.

В своих экспериментах профессор Чарльз Либер (Charles M. Lieber) и его коллеги соединили нанопроволоку, через которую был пропущен слабый ток, с рецепторами антител конкретных онкомаркеров — антигена PSA (prostate specific antigen), PSA-a1-антихимотрипсина, муцина-1 и карциноэмбрионального антигена (CEA). Как только один из молекулярных маркеров входил в контакт с рецептором, исследователи отмечали резкое изменение проводимости нанопроволоки, что являлось четким сигналом наличия в исследуемом растворе соответствующего маркера. Примечательно, что нанопроволочный детектор позволяет различать типы маркеров, принадлежащие разным видам рака, поскольку каждый маркер, во-первых, «работает» со своим уникальным рецептором, и во-вторых, «цепляет» его на строго определенный отрезок времени.

Кроме того, детектор позволяет в режиме реального времени наблюдать за деятельностью теломеразы — фермента, «спящего» в подавляющем большинстве здоровых клеток, но весьма активного в 80% известных видов раковых клеток.

Работа будет опубликована в октябрьском номере журнала Nature Biotechnology.