Церера: большой астероид или маленькая планета?

267 снимков Цереры, сделанные орбитальным телескопом Hubble, хорошо демонстрируют почти идеально круглую форму этого астероида (фото с сайта images.spaceref.com)

Данные, полученные в ходе наблюдений за астероидом Церера, позволяют предположить, что это небесное тело, скорее, относится к категории «мини-планет» и, кроме того, обладает значительными запасами чистого водяного льда, скрытого под внешней корой.

Как хорошо видно на изображениях, полученных с помощью орбитального телескопа Hubble, Церера отличается такой же шарообразной формой, что и «настоящие» планеты, а также, возможно, обладает дифференцированным внутренним строением, когда более плотное ядро четко отделено от сравнительно тонкой и рыхлой внешней мантии.

Что касается запасов воды, то, если хотя бы четверть объема мантии приходится на водяной лед, это означает, что по своим запасам H2O Церера превосходит даже Землю.

По мнению Люси Макфадден (Lucy A. MacFadden) с астрономического факультета Университета Мэриленда, Церера — планетный эмбрион, остановившийся в своем развитии из-за влияния мощного гравитационного поля Юпитера, не позволившего ему набрать нужное количество вещества, чтобы превратиться в «полноразмерную» планету. В пользу этого предположения говорит тот факт, что даже с учетом помех, создаваемых Юпитером, Церере удалось вырасти до почти тысячекилометрового диаметра, а ее масса составляет почти четверть от общей массы обломков, входящих в состав астероидного пояса, разделяющего Марс и Юпитер.

Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что даже если бы Церере удалось собрать весь строительный материал пояса, она все равно была бы в 4-5 раз легче Плутона — самой маленькой планеты Солнечной системы. Настолько маленькой, что некоторые астрономы и по сию пору пытаются доказать, что это никакая планета, а тоже астероид. Только очень большой.

Научная работа, подготовленная Питером Томасом (Peter C. Thomas) из Центра радиофизики и космических исследований Корнеллского университета, опубликована 8 сентября в очередном номере журнала Nature, сообщает Space Daily (опубликовано на сайте PhysOrg)