Звезды-сверхгиганты формируются так же, как и Солнце?

Существует две теории образования сверхгигантов. Они формируются либо путем поглощения более мелких протозвезд, либо, как и Солнце, путем аккреции. Новое исследование прибавило доводов в пользу второй теории (изображение с сайта cfa-www.harvard.edu)

Масса самых больших звезд в нашей Галактике может в сто раз превышать массу Солнца. Некоторые астрономы склонны считать, что такие звезды-сверхгиганты формируются вследствие актов «звездного каннибализма». Однако результаты недавнего открытия позволяют предположить, что речь все-таки идет о куда более мирном процессе.

Вопреки существующему мнению, что массивные звезды, сформировавшиеся в районах чрезвычайно плотно населенных звездных скоплений, постепенно пожирают все новые и новые сравнительно небольшие протозвезды, исследователи из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики полагают, что сверхгиганты образуются вследствие гравитационного коллапса плотного ядра облака межзвездного газа, который отличается от механизма зарождения обычных звезд лишь своими титаническими масштабами, пишет Space Daily (публикуется на сайте PhysOrg).

По словам астронома Нимеша Патела (Nimesh Patel) из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики [http://cfa-www.harvard.edu/], ученым удалось обнаружить четкий пример аккреционного диска, сформировавшегося вокруг гигантской протозвезды, находящейся на расстоянии 2 000 световых лет от Земли в созвездии Цефея, масса которой в 15 раз превышает массу Солнца. Вокруг протозвезды вращается сплюснутое в диск облако раскаленного газа, масса которого в 1-8 раз превышает массу Солнца, а радиус составляет около 50 миллиардов километров — это в 8 раз больше расстояния от Солнца до Плутона.

Наличие диска — весомое доказательство того, что вращающееся вокруг протозвезды облако газа переживает гравитационный коллапс, когда облако постепенно сжимается, становится более компактным, а его плотность неуклонно растет.

Исследование выполнено на субмиллиметровом телескопе SMA на Гавайях.

Результаты наблюдений группы Патела были опубликованы 1 сентября в очередном номере журнала Nature.