Открыта планета с тремя солнцами

Тройная звезда HD 188753 в представлении художника (изображение с сайта planetquest.jpl.nasa.gov)

Планета, сравнимая по размерам с Юпитером, обращается вокруг желтой звезды солнечного типа вместе с двумя звездами меньшего размера — оранжевой и красной.

Открытый американским астрономом газовый гигант вращается так близко от своего солнца, что его «год» проходит всего за 3,35 земного дня. Вторая и третья звезда вращаются не только вокруг центрального солнца, но и вокруг общего для них центра масс. Расстояние от него до центральной звезды примерно соответствует радиусу орбиты Сатурна, говорится в пресс-релизе Калифорнийского технологического института. Таким образом, в распоряжении астрономов появилось еще одно доказательство того, что Солнечная система построена отнюдь не по единственно возможному проекту: существуют и другие, куда более оригинальные «планировки».

По словам Мачея Конаки (Maciej Konacki) из Калифорнийского технологического института, сделавшего это открытие с помощью установленного на Гавайях телескопа Keck, обнаруженная им планетная система интересна тем, что ранее на руках астрономов не было доказательств возможности существования планет, способных сформироваться и выжить в таких «гравитационно сложных» условиях. Теперь, когда подтверждение существования планет в системах тройных звезд получено, ученым придется разработать новую гипотезу формирования планет, которая выглядела бы подходящей для таких непростых условий.

Сравнение размеров системы HD 188753 и Солнечной системы. Радиус орбиты по которой недавно открытая планета вращается вокруг центральной звезды, примерно равен расстоянию от Сатурна до Солнца. Расстояние от нее до двух меньших звезд сравнимо с расстоянием между Землей и другими планетами Солнечной системы. (Расстояния даны в астрономических единицах — A.U.; одна A.U. равна расстоянию от Земли до Солнца, или 149,6 млн км. Размеры звезд и планет не соответствуют масштабу). Изображение с сайта www.nytimes.com

Тем не менее многие астрономы весьма довольны сделанным Конаки открытием, поскольку оно доказывает, что звезды с планетными системами вовсе не обязательно искать за тысячи световых лет от Солнца. Наш район Галактики на поверку оказался отнюдь не пустынным: тройная звезда HD 188753 находится в созвездии Лебедя на расстоянии всего 149 световых лет от Солнца.

Художественные изображения и анимации планеты с тремя солнцами можно посмотреть здесь.