Открыта планета с самым большим твердым ядром

Планета HD 149026 b в сравнении с Юпитером. Светло-серым цветом обозначена водородно-гелиевая атмосфера, серым — жидкий металлический водород, а темно-серым — ядро, состоящее из тяжелых элементов (изображение с сайта www.physorg.com)

Масса экзопланеты, вращающейся вокруг желтого карлика HD 149026, сравнима с массой Сатурна, но вот диаметр ее значительно меньше. По-видимому, в лице этой планеты астрономы получили весомое доказательство в пользу теории аккреции.

Астрономы, изучающие планету HD 149026 b, практически уверены, что столь высокая масса этого газового гиганта объясняется не более высокой его плотностью, а наличием внутри планеты необычайно крупного твердого ядра, масса которого примерно в 70 раз превышает массу Земли. Важность этого открытия, пишет журнал PhysOrg со ссылкой на агентство NASA, заключается в том, что оно проливает еще немного света на загадку механизма формирования планет.

Сейчас на рынке космологических идей главная борьба ведется между сторонниками гипотезы «гравитационной нестабильности», утверждающих, что планеты формируются в процессе стремительного сжатия огромных фрагментов газопылевого облака, вращающегося вокруг молодой звезды, и гипотезы «постепенного наращивания ядра», или аккреции, полагающих, что планеты растут по принципу снежного кома, а роль снежинок берут на себя рыхлые частицы космической пыли, склеивающиеся между собой.

Очевидно, что планета с таким огромным твердым ядром просто не могла бы сформироваться за счет эффекта гравитационной нестабильности, а значит в активе сторонников гипотезы «постепенного наращивания ядра» появился наконец первый по-настоящему весомый аргумент. Скорее всего, планета сначала обзавелась огромным твердым ядром с оболочкой из жидкого металлического водорода, к которому постепенно «подтянулась» газовая водородно-гелиевая атмосфера.