В Массачусетсе создана «горячая» сверхтекучая жидкость

На поверхности вращающейся сверхтекучей жидкости образуются «микро-водовороты» (фото с сайта web.mit.edu)

Ученым из Массачусетского технологического института (MIT), удалось создать первый образец высокотемпературной сверхтекучей жидкости — состояния вещества, в котором атомы в газовой среде движутся с нулевым трением.

Работа, опубликованная в журнале Nature от 23 июня 2005 года группой Нобелевского лауреата доктора Вольфганга Кеттерля (Wolfgang Ketterle), тесно связана с проблемой сверхпроводимости электронов в металлах. Наблюдения за поведением сверхтекучих жидкостей могут помочь ученым решить давнюю проблему создания высокотемпературного сверхпроводника, который можно было бы использовать для производства магнитов и создания технологий высокоэффективной передачи электроэнергии, сообщается в пресс-релизе MIT.

Ученые изучают холодные газы, состоящие из фермионных атомов, уже несколько лет, надеясь найти новые формы сверхтекучести, то есть такого состояния жидкости, в котором ее вязкость равна нулю.

Сверхтекучую жидкость можно отличить от обычной жидкости, если заставить ее вращаться: в этот момент сверхтекучая жидкость приобретет вид «швейцарского сыра», поскольку внутри нее образуется множество «микроводоворотов». Исследователи из MIT добились этого эффекта 14 апреля этого года, воспользовавшись сложной комбинацией магнитных полей и лазерных лучей, с помощью которой сверхтекучая жидкость, состоящая из атомов изотопа лития-6, начала вращаться. Несмотря на то что сверхтекучую жидкость назвали «горячей», получена она была при крайне низкой температуре, составляющей всего 50 миллиардных градуса по шкале Кельвина. На сегодняшний день это — рекордно высокая температура для сверхтекучей жидкости.