Ранние астероиды прошли этап плавления

Астероид Веста, каким его видит «компьютерный глаз» орбитального телескопа Hubble. Огромный кратер на его «северном полюсе» (темное кольцо на фото) — основной поставщик метеоритов в нашей системе (изображение с сайта www.news.cornell.edu)

По мнению Ричарда Гринвуда (Richard Greenwood) из Открытого университета (Великобритания), первобытные астероиды, сформировавшиеся в те времена, когда Солнце было окружено еще только «зародышами» будущих планет, представляли собой раскаленные массы вещества, по поверхности которых буквально струилась магма.

В течение нескольких миллионов лет с момента возникновения Солнечной системы недра кружившихся вокруг Солнца планет и крупных астероидов разогревались за счет энергии ядерного распада и процессов гравитационной дифференциации (перемещения более плотных веществ ближе к центру планеты или астероида, а менее плотных — к периферии). Даже поверхность геологически мертвой Луны была покрыта в свое время многокилометровым океаном магмы.

И если вопрос о радиоактивном плавлении планет был решен сравнительно давно, то степень плавления астероидов до сих пор оставалась неясной. Господин Гринвуд полагает, что его группе удалось разгадать эту загадку.

В лаборатории Гринвуда, пишет журнал New Scientist со ссылкой на публикацию в журнале Nature (vol. 435, p. 916), были исследованы несколько метеоритов, попавших в наши края с 530-километрового астероида Веста и с еще одного, пока не определенного, крупного астероида. Оказалось, все эти небесные камни отличаются одинаковым содержанием изотопов кислорода, что означает, что их «родители» прошли почти полный путь радиоактивного плавления.

Работа Гринвуда, к сожалению, не может объяснить, почему, например, в метеорите, отколовшемся от 930-километровой Цереры, никаких признаков плавления не обнаружено вовсе. Хотя, как считает геохимик Аризонского университета в Тусоне Майкл Дрейк (Michael Drake), ничего странного в этом нет: астероиды просто могли сформироваться в разное время.

Если предположить, что разогрев астероидов шел за счет радиоактивного алюминия-26, входящего в состав кружившегося вокруг Солнца пылевого облака (а период полураспада алюминия-26 составляет всего 700 тысяч лет), то неудивительно, что более поздние астероиды, вроде той же Цереры, так и остались холодными кусками камня.