Кассиопея А не спешит умирать

Кассиопея А не желает успокаиваться (совмещенное фото остатков суперновой, сделанное тремя космическими обсерваториями NASA: красный цвет — данные телескопа Spitzer в инфракрасном диапазоне, желтый — данные телескопа Hubble в видимом диапазоне, зеленый и синий — данные обсерватории Chandra в рентгеновском диапазоне). Изображение с сайта www.physorg.com

Хотя сверхновая Кассиопея А, взорвавшаяся 325 лет назад, уже давно вычеркнута из списка живых, данные, полученные космической обсерваторией Spitzer Space Telescope, заставляют предположить, что до вечного покоя ей еще далеко.

По информации журнала PhysOrg, ссылающегося на данные американского космического ведомства, в течение последних 50 лет Кассиопея А пережила еще как минимум одну грандиозную вспышку, инфракрасное эхо которой и заметил Spitzer. Инфракрасное эхо — это свечение окружающих звезду пылевых облаков, разогревающихся во время взрыва или же в ходе очередного «перевозбуждения» звезды. И хотя такие «послесвечения» — не слишком редкое в астрономии явление, ученые впервые сталкиваются с инфракрасным эхом, идущим от звезды, считающейся давно погибшей.

Это открытие было сделано, по большому счету, случайно: во время рутинного тестирования наблюдательной аппаратуры космической обсерватории. Дополнительные фотографии, сделанные несколькими месяцами позже с поверхности Земли, обнаружили в районе Кассиопеи А межзвездную пыль, разлетающуюся от нее со скоростью света. Только последующие измерения с борта Spitzer Space Telescope устранили возникшую путаницу и показали, что движется не пыль, а проходящий сквозь нее свет.

Полученные с борта Spitzer данные заставляют предположить, что образовавшаяся на месте Кассиопеи А нейтронная звезда ведет себя весьма активно. Настолько активно, что ее, пожалуй, можно отнести к классу так называемых магнетаров — крайне редко встречающихся нейтронных звезд, магнитное поле которых настолько сильно, что под его воздействием корчится в судорогах даже твердая кора нейтронной звезды. Каждая такая «судорога» приводит к коротким, но необычайно мощным вспышкам рентгеновского и гамма-излучения. Вполне возможно, что эхо именно такой вспышки нечаянно зарегистрировал Spitzer.

Если это действительно так, то, по мнению доктора Джорджа Риеке (George Rieke) из Аризонского университета в Тусоне, Кассиопея А может стать еще и первым в истории магнетаром, «родословная» которого хорошо известна астрономам.

Nature