Мини-компьютер в чашке Петри

Цветная биохимическая логическая схема может найти применение, например, в качестве детектора боевых отравляющих веществ (изображение с сайта www.ee.princeton.edu)

Инженерам из Принстонского университета удалось превратить живые клетки в элементы миниатюрного компьютера. Теперь подопытные бактерии общаются друг с другом и даже образуют цветные логические схемы.

Собранный в лаборатории факультета электрической инженерии (Department of Electrical Engineering) Принстонского университета «клеточный автомат» представляет собой важное доказательство принципиальной возможности построения «живых» компьютеров, а также использования программируемых клеток для определения источника опасности или для контроля за стволовыми клетками, восстанавливающими ткани и органы человеческого тела. В общем, всего того, чем занимается только зарождающаяся наука — синтетическая биология.

По словам профессора Рона Вайса (Ron Weiss), ему и его коллегам удалось уже достаточно далеко продвинуться в деле создания крупных (то есть состоящих из миллионов и даже миллиардов элементов) клеточных структур. В сотрудничестве с исследователями из Калифорнийского технологического института Вайс и его аспирант Субаю Басу (Subhayu Basu) так запрограммировали колонию бактерий кишечной палочки (E. coli), что в ответ на получение сигнала от другой колонии E. coli, первая начинала светиться красным или зеленым флуоресцирующим светом в зависимости от силы получаемого химического сигнала. В чашке Петри они сформировали биохимическую логическую схему типа «бычий глаз» (the bull's-eye effect): «зеленый центр—передатчик» — «красная периферия—приемник сигнала».

Как сообщается в пресс-релизе Принстонского университета, подобную схему можно использовать во вполне практических целях. Например, в качестве детектора боевых отравляющих веществ или бактериологического оружия.

Исследование профессора Вайсса опубликовано в журнале Nature от 28 апреля 2005 года.