Число известных источников жесткого гамма-излучения удвоилось

Один из четырех телескопов системы HESS (фото с сайта www.mpi-hd.mpg.de)

Сразу восемь новых источников сверхмощного гамма-излучения обнаружено в пределах Млечного пути. Новые сведения помогут пролить свет на загадочную природу высокоэнергетических частиц, более известных как «космические лучи».

Согласно общепринятой точке зрения, источниками сверхмощного гамма-излучения являются расширяющиеся газовые оболочки сверхновых звезд, а также пульсары — вращающиеся с огромной скоростью нейтронные звезды. Магнитные поля, возникающие в области зоны ударного фронта, двигающегося вместе с расширяющимися оболочками, превращаются в природные ускорители заряженных частиц, вследствие чего и происходит выброс сверхмощного гамма-излучения.

До настоящего времени астрономы знали о существовании лишь десяти объектов такого излучения, зафиксированных в нашей галактике. Новые источники были обнаружены благодаря применению 13-метровых телескопов типа HESS (High-Energy Stereoscopic System — «Высокоэнергетическая стереоскопическая система»), над возведением которых работали ученые из Германии, Франции, Великобритании, Ирландии, Чехии, Армении, ЮАР и Намибии.

Четыре радиотелескопа, установленные в Намибии, буквально на днях закончили первое широкомасштабное сканирование Млечного пути в диапазоне, в котором распространяются высокоэнергетические гамма-лучи. Чтобы засечь такой луч, телескопы HESS исследуют ночное небо в поисках всплесков ультрафиолетового излучения, возникающих в момент, когда гамма-луч пронизывает земную атмосферу. По словам астрофизика Франсуа Лебрюна (Francois Lebrun), работающего во Французском комитете по атомной энергии, ввод в строй системы HESS ознаменовал собой «рождение новой, высокоэнергетической астрономии».

В ходе сканирования, пишет New Scientist, система обнаружила восемь новых источников сверхмощного гамма-излучения, находящихся в радиусе 30 000 световых лет от условного центра нашей галактики. Все эти объекты отличаются необычайной активностью испускания гамма-лучей и по своему диаметру не превышают нескольких десятков световых лет, что характерно как раз для останков сверхновых звезд.

Три из восьми объектов находятся как раз в той области, где должны находиться сброшенные оболочки сверхновых, и еще три — поблизости от уже известных пульсаров. Определенные вопросы вызывают оставшиеся два источника гамма-лучей. Эти два объекта, уже названные «темными» («dark»), не излучают ни рентгеновских лучей, ни радиоволн, которые обычно сопутствуют разогнанным до огромных скоростей потокам электронов. Из этого некоторые исследователи делают вывод, что «темные» объекты по каким-то непонятным причинам ускоряют и выбрасывают в пространство только потоки протонов, не затрагивая других частиц. Каким образом это происходит, еще только предстоит выяснить.

NewScientist.com