<< Содержание >>

Мифы древней Индии

1. Творение

(Древнеиндийская литература, начиная с Вед, содержит множество версий мифа о творении. Обычно даже в пределах одного памятника, такого, как "Ригведа" или "Махабхарата", отсутствует единая космогоническая концепция и излагаются самые разноречивые представления о происхождении вселенной. Версия о происхождении мира из Золотого Зародыша (Хираньягарбха), возникшего в первозданных водах, является наиболее распространенной, начиная с литературы Брахман и на протяжении всего эпического периода. В нашем изложении использованы космогонические тексты двенадцатой книги "Махабхараты", а также "Шатапатха-брахманы" (кн. XI), где основные представления совпадают. В "Шатапатха-брахмане" бог-творец именуется Праджапати. Использован также космогонический текст первой книги "Брихадараньяка-упанишад", где творцом выступает Пуруша (Человек). (Другую, более раннюю версию мифа о творении, см. в № 13.))

Вначале не было ничего. Не было ни солнца, ни луны, ни звезд. Только воды простирались беспредельно; из тьмы первозданного хаоса, покоившегося без движения, словно в глубоком сне, воды возникли прежде иных творений. Воды породили огонь. Великой силой тепла в них рождено было Золотое Яйцо. Тогда еще не было года, ибо некому было отмерять время; но столько, сколько длится год, плавало Золотое Яйцо в водах, в безбрежном и бездонном океане. Через год из Золотого Зародыша возник Прародитель Брахма. Он разбил Яйцо, и оно раскололось надвое. Верхняя половина его стала Небом, нижняя - Землею, а между ними, чтобы разделить их, Брахма поместил воздушное пространство. И он утвердил землю среди вод, и создал страны света, и положил начало времени. Так была сотворена вселенная.

Но тогда творец огляделся вокруг и увидел, что нет никого, кроме него, во всей вселенной; и ему стало страшно (Мотив страха перед одиночеством как побудительной причины для порождения потомства находим в космогоническом мифе "Брихадараньяка-упанишад". В этой версии, однако, Пуруша создает женщину, распадаясь на две половины. Мы следуем далее эпической версии с характерным для мифологии патриархата устранением женщины из акта рождения (ср. рождение Афины из головы Зевса в греческой мифологии и т. п.).). С той поры страх приходит ко всякому, кто остается один. Но он помыслил: "Ведь здесь нет никого, кроме меня. Кого же мне бояться?". И страх его прошел; ибо страх может быть перед кем-то другим. Но и радости не ведал он; и потому тот, кто пребывает один, не ведает радости.

Он помыслил: "Как мне сотворить потомство?". И силою мысли своей он породил шестерых сыновей (Число и имена сыновей Брахмы варьируются в различных эпических и пуранических текстах; нами избран наиболее распространенный вариант. В "Махабхарате" и пуранах сыновьями Брахмы кроме перечисленных шести и седьмого - Дакши именуются также Бхригу (см. № 2), Рудра-Шива (см. № 3), Нарада (см. № 29), Васиштха, Дхарма и др.), шестерых великих Владык созданий (Праджапати. В литературе Брахман это имя принадлежит богу-творцу; в эпосе и пуранах это обычный эпитет, сыновей Брахмы, первых существ, рожденных в созданном им мире.). Старшим из них был Маричи, рожденный из души Творца (Нередко все шестеро объявляются "духорожденными" ("манасоджа"), но в некоторых версиях пуран только Маричи рождается из души Брахмы, остальные же - чудесным образом из различных частей его тела, как в нашем тексте, хотя версии разнятся. Иногда и Маричи имеет иное происхождение: например, в мифе "Брахмавайварта-пураны" (кн. I) Маричи рождается из плеча Брахмы, Атри - из правой ноздри, Крату - из левой, и далее изложение отличается от принятой нами версии. См. также ниже о рождении других сыновей Брахмы - Бхригу (№ 2), Рудры (№ 3), Нарады (№ 29) - и о происхождении ракшасов и якшей (№ 34).); из глаз его родился второй сын - Атри; третий - Ангирас - явился из уст Брахмы; четвертый - Пуластья - из правого уха; пятый - Пулаха - из левого уха; Крату, шестой - из ноздрей Прародителя. Сыном Маричи был мудрый Кашьяпа (В некоторых текстах Кашьяпа именуется сыном самого Брахмы; в эпосе тоже часто носит эпитет Праджапати.), от которого произошли боги, демоны и люди, птицы и змеи, исполины и чудовища, жрецы и коровы и многие другие существа божественной или демонической природы, населившие небеса, и землю, и подземные миры. Атри, второй из сыновей Брахмы, породил Дхарму (Дхарма - бог справедливости, олицетворение понятия закона морального правопорядка - дхармы (см. № 75). В эпосе и позднее иногда идентифицируется с Ямой, богом смерти.), ставшего богом справедливости; Ангирас, третий сын, положил начало роду святых мудрецов Ангирасов (Ангирасы - упоминаемый уже в "Ригведе" род мифических мудрецов и провидцев, посредников между богами и людьми; исследователи сближают санскритское An¯giras с греческим aggelos "вестник" (ангел).), старшими из которых были Брихаспати, Утатхья и Самварта.

Седьмым сыном Брахмы, седьмым из Владык созданий, был Дакша. Он вышел из большого пальца на правой ноге (Дакша (в Ведах - один из Адитьев). Имя это родственно латинскому dexter, славянскому "десница", что объясняет ассоциацию с правой стороной. В "Брахмавайварта-пуране" Дакша рождается из правого бока творца (из левого - Бхригу).) Прародителя. Из пальца на левой ноге у Брахмы родилась дочь; имя ее - Вирини (Вирини, отождествляемая с Ночью (Ратри), в некоторых текстах именуется Дакши.), что означает Ночь; она стала женой Дакши. У нее было пятьдесят дочерей (В некоторых источниках говорится о шестидесяти дочерях и о том, что десять из них были отданы в жены Ману, прародителю человечества.), и тринадцать из них Дакша отдал в жены Кашьяпе, двадцать семь - Соме, богу луны, - эти стали двадцатью семью созвездиями на небе; десять дочерей Дакши стали женами Дхармы. И еще родились у Дакши дочери, коим определено было стать женами богов и великих мудрецов.

Брахма
Брахма

Старшая из дочерей Дакши (Часто перечень жен Кашьяпы начинается в эпических текстах с Адити, за которой следуют Дити и Дану, но представление об асурах-демонах как о старших братьях богов, отражающее древнейшее мировоззрение, отчетливо выражено в "Махабхарате".), Дити, супруга Кашьяпы, была матерью грозных демонов - дайтьев; Дану, вторая дочь, породила могучих исполинов - данавов. У третьей - Адити - родились двенадцать светлых сыновей - адитьев (В Ведах эта группа богов состоит из семи или восьми членов. В послеведийский период число их возрастает до двенадцати, в группу включаются боги Индра, Тваштар, Савитар и др., раньше к ней не принадлежавшие, вместе с тем из нее исключается Дакша. Имя Адитья чаще всего относится к богу Вивасвату (см. № 6) и становится синонимом Солнца.), великих богов. Варуна, бог океана, Индра, бог грозы и грома, Вивасват, бог солнца, которого называют также Сурья, были могущественнейшими из них; но всех превзошел славой младший из сыновей Адити, Вишну (В Ведах Вишну второстепенное божество (как полагают, связанное с мифологией солнца) и не причисляется к Адитьям. Начиная с Брахман значение его стремительно возрастает, и в позднем эпосе он уже стоит особняком от Адитьев; сын Адити и Кашьяпы считается тогда лишь одним из его воплощений (см. № 75). В индуистской религии Вишну - одно из верховных божеств, хранитель мироздания.), хранитель мироздания, владыка пространства.

Издревле сыновья Дити и Дану - их называют обычно асурами - были врагами богов, сыновей Адити. И борьба между асурами и богами за власть над вселенной длилась много веков, и не было конца их вражде.

<< Содержание >>