Мифологическая энциклопедия: Пе-нангглан

 см. Статья о Фениксе упоминаемом в др. мифологиях см. Китайский Феникс - Фенхуан см. Бену - египетский бог-цапля см. Египетский Феникс - Бен-Бен - Бенну см. Гелиополь и храм Феникса см. Семя Феникса которое упало с небес (египетские метеоры) см. Железные кости египетских богов - камень Бен-Бен Геральдический феникс Созвездие Феникса Галерея изображений Фениксов
Фенхуан. катайская лубочная картина     Фэнхуан, в древнекитайской мифологии чудесная царь-птица. В западноевропейской и русской литературе Фэнхуан обычно трактуется как птица феникс. Наиболее ранние упоминания о Фэнхуане встречаются уже на иньских гадательных надписях (ок. 15 в. до н. э.). Как предполагают исследователи, слово фэн (чудесная птица) первоначально было обозначением божества ветра — посланца небесного владыки (Тянъ-ди). Не исключено, что большое значение, которое древние китайцы придавали Фэнхуану, связано и с архаическими представлениями части иньских племен (особенно на п-ове Шаньдун), считавшей своим тотемом птицу (см. Се). Этимология понятия хуан довольно сложна. Некоторые ученые предполагают, что хуан — изначально
это название особого гребня на голове птицы фэн, графически представляющего собой изображение восходящего солнца, лучи которого напоминают трезубец. Возможно, что еще одно свидетельство солярной природы образа птицы фэн — соотнесенность Фэнхуан со стихией огня в классификационной системе по пяти первоэлементам. В более поздних текстах фэн толкуется как самец, а хуан как самка. К рубежу н. э. появляются подробные описания внешнего облика Фэнхуана. Так, согласно словарю 1 в. «Шо вэнь» («Толкование знаков»), у Фэнхуана клюв петуха, зоб ласточки, шея змеи, на туловище узоры, как у дракона, хвост рыбы, спереди как лебедь, сзади как единорог-цилинь, спина черепахи. Согласно древним мифологическим преданиям, Фэнхуан — птица с разноцветным оперением — живёт в Дунфанцзюньцзы-чжиго («восточном царстве совершенных людей»); вылетая оттуда, она парит за пределами Четырех морей (Сы хай), пролетает через гору Кунь-лунь, пьет воду у горы Чжичжу, стоящей средь водной стремнины» мочит крылья в водах Жошуй. Появление Фэнхуан считалось знаком наступления великого мира в Поднебесной. В качестве птицы, сопутствующей миру и процветанию, Фэнхуан упоминается в легендах о правителе Хуан-ди, государе Шуне и т. п. Государь Фу-си по случаю прилета Пара фенхуанов. китайская гравюраФэнхуана создал специальную музыку. По некоторым косвенным записям прилет Фэнхуана, видимо, отождествлялся с началом дождей. Считалось, что Фэнхуан знает сезоны года и поэтому, согласно преданию, правитель Шао-хао назвал чиновника, ведающего календарем, — Фэнняоши (букв, «род птицы фэн»). Фэнхуан считался в средневековом Китае символом человеколюбия (жэнь) и одновременно — государя (наряду с драконом — лун), но чаще государыни-императрицы, а также вообще невесты.
   Солярный характер образа Фэнхуан и указания в древних источниках на то, что Фэнхуан живет (или рождается) в Данъчжу (киноварной пещере), соотнесенной с югом, привело к контаминации образа Фэнхуан с образом Чжуняо (или Чжуцяо) — Красной птицы, символом юга. В средние века образ Фэнхуан часто использовался и в даосизме; в даосских легендах сообщалось о святых, разъезжающих по небу на Фэнхуане, в ряде преданий рассказывается о явлении женщинам во сне птицы Фэнхуан, после чего те рожали выдающихся сыновей. За этим можно видеть представление о Фэнхуане как о птице, связанной со светлым началом ян.
       Образ Фэнхуана чрезвычайно популярен в китайском искусстве с глубокой древности. Примерно с эпохи Шан-Инь до нас дошли бронзовые сосуды с рельефами, изображающими Фэнхуана как птицу с пышным хвостом, огромными глазами и своеобразным гребнем типа трезубца на длинной ножке на голове. Есть основания предполагать, что определенное влияние на формирование образа Фэнхуана оказало представление о павлине. В старом Китае изготовление картин с изображением Фэнхуана было сосредоточено в городе Фэнхуанфу провинции Аньхуэй, что было связано с легендой о появлении Фэнхуана в этом городе, где Фэнхуан пропела на могиле отца Чжу Юань-чжана, после чего Чжу Юань-чжану удалось основать национальную династию Мин.
Ал

<< К оглавлению