Мифологическая энциклопедия: Фавн (Пан)

Фавн (Пан)-  дух или божество лесов и рощ, бог пастухов и рыбаков в греческой мифологии. Это веселый бог и спутник Диониса, всегда окружен  лесными нимфами, пляшет с ними и играет им на свирели. Считается что Пан обладал пророческим даром и  наделил этим даром Аполлона. Фавн считался лукавым духом, воровавшим детей.
ФАВН (Faunus, от favere, «помогать», также Fatuus, Fatulcus, от fatuor, «быть одержимым», fando, «пророчествовать», Serv. Verg. Aen. VII 47), в римской мифологии бог полей, лесов, пастбищ, животных. Существовали представления как о множественности Ф., так и об одном Ф., женским соответствием которому была Фавна, Фатуя, впоследствии считавшаяся его дочерью и известная как Бона деа (Serv. Verg. Aen. VII 47; VIII 314).
При шуме леса или во сне Ф. давал предсказания, сложенные сатурнийским стихом (Dion. Halic. V 16). Хитростью пойманный Нумой вместе с Пиком, Ф. вынужден был открыть ему, как следует отвращать молнию Юпитера (Ovid. Fast. Ill 291 след.; Plut. Numa 15). Ф. считался лукавым духом, воровавшим детей, посылавшим болезни и кошмары (Serv. Verg. Aen. VI 775). Как Инуй или Инкуб вступал в связь со всеми животными и соблазнял женщин. Учреждение культа Ф., отождествлявшегося с аркадским Паном, приписывалось Эвандру (Serv. Verg. Georg. I 10). Он отправлялся в гроте на склоне Палатина, называвшемся Луперкалий (от lupus, «волк») (Dion. Halic. I 31; Serv. Verg. Aen. VIII 345) и обслуживался коллегией луперков. В праздник луперкалий (15 февраля) луперки приносили Ф. жертву - собаку и козла. После Фавны - Худ. Johfraжертвоприношения луперки, обнажённые, с козьей шкурой на бёдрах бежали вокруг Палатина, стегая вырезанными из кожи жертвенного козла ремнями встречных женщин, что должно было сделать их плодовитыми. Луперкалий были пастушеским праздником очищения и плодородия, отвращения от стад волков и, возможно, были связаны некогда с культом волка, выступавшего как бог Луперк и затем слившегося с Ф. Особенно почитался Ф. крестьянами, как покровитель скотоводства и сельской жизни (Ovid. Fast. II 193; III 315). Считался также одним из царей Лаврента, сыном Пика, отцом Латина (Serv. Verg. Aen.  «Прошло еще несколько секунд, и из-за дерева показалось очень странное  существо. Ростом оно было чуть  повыше Люси и держало над головой зонтик, белый от снега. Верхняя часть  его тела была человеческой, а  ноги,  покрытые черной блестящей шерстью, были козлиные, с копытцами внизу. У него был также хвост, он  был аккуратно  перекинут через руку – ту, в которой  это существо держало зонтик, - чтобы хвост не волочился  по снегу. Вокруг  шеи был обмотан толстый красный шарф, под цвет красноватой кожи. У него было странное,  но очень славное личико с короткой острой бородкой и  кудрявые волосы. По обе стороны лба из волос  выглядывали рожки.» 
(Клайв С. Льюис "Хроники Нарнии", ) 

<< К оглавлению