Чем дольше штиль, тем сильнее буря

Чем дольше штиль, тем сильнее буря

Нe так давно во всем мире отпраздновали наступление второго тысячелетия. Но переход к новому тысячелетию не был для людей только радостным. Во всем мире, и особенно в странах, образовавшихся на территории бывшего СССР, резко возросло число техногенных катастроф: поезда чаще стали сходить с рельс, на угольных шахтах прогремели взрывы, увеличилось количество авиакатастроф.
Государственные комиссии, расследовавшие техногенные катастрофы, называют две причины аварий: износ техники и человеческий фактор. И то, и другое они, как правило, связывают с переходом страны на рельсы рыночной экономики. Развал промышленности резкое уменьшение финансовых возможностей предприятий в годы перестройки привели к практическому прекращению замены выработавшей свой амортизационный срок техники. По этой же причине - отсутствие необходимых финансов и, как следствие, уход квалифицированных работников с производства, транспорта в торговые фирмы.

Чем дольше штиль, тем сильнее буря
И. Яницкий


В результате уровень опыта и знаний специалистов, от которых зависит надежность работы техники, а порой и жизнь людей, заметно снизился.
Но не все ученые согласны с причинами аварий, содержащихся в актах государственных комиссий. Особенно это касается исследователей, занимающихся изучением процессов, идущих в недрах Земли Геофизик, кандидат геолого-минералогических наук Игорь Яницкий долго занимался гелиевой съемкой и режимными наблюдениями фиксирующими изменение интенсивности выхода на поверхность Земли глубинного газа гелия в активных зонах. Полученные результаты стали основой для выработки представлений о связи техногенных аварий с «жизнью» подземных недр. В качестве примера такой связи И. Яницкий рассматривает причины гибели трех самолетов, произошедшие в последние годы близ Иркутска в зоне Каймоновско-Котуйского разлома.

Первая катастрофа произошла с Ту-154 еще в доперестроечное время. В прессе в то время появилось краткое сообщение об аварии, произошедшей по вине летчиков. Следующая катастрофа произошла 6 декабря 1997 года с самым мощным российским самолетом «Русланом». В зоне разлома у самолета последовательно вышли из строя три из четырех двигателей, и он рухнул на землю. Прошло четыре года, и новая катастрофа. 3 июля разбился в районе все того же разлома самолет Ту-154. Государственная комиссия в очередной раз обвинила в аварии экипаж самолета. Ту-154 только что прошел качественный капитальный ремонт перед отправкой за рубеж и находился в прекрасном техническом состоянии. На развороте машина почему-то начала вращаться. Геолог И. Яницкий и геофизик Э. Бородзич проанализировали изменение атмосферных процессов и геофизических явлений, происходящих перед землетрясениями и другими эндогенными процессами, приводящими к резкому выбросу на поверхность энергии земных недр. Полученные результаты позволили И. Яницкому предположить, что самолеты в районе Иркутска попадали в выброс из земли эндогенной энергии, приводящий не только к аномальным явлениям в атмосфере но и к гравитационным возмущениям, воздействующим как на оборудование самолета, так и на его экипаж.

100% признаков выброса энергии в атмосферу пока не обнаружено, но ученый выявил четкую закономерность в этапности поведения земных недр. Построенный им график состоит из штиля, раскачки экстремума, затухания и нового штиля. Причем чем тише, спокойнее проходит фаза штиля, тем резче, опаснее проявляется фаза бури - экстремума.
Гипотеза И. Яницкого и Э. Бородзича не стала неожиданностью для специалистов. Они уже давно обратили внимание на удивительную приуроченность линейно вытянутых облаков, хорошо видимых на космических снимках к крупным активным в данный момент разломам и даже использовали эту закономерность при составлении геологических карт.

Кандидат геолого-минералогических наук Сергей Богородский, долгое время изучавший особенности отражения геологической структуры Приаралья на космических снимках, в своих работах не только писал об использовании, рисунка облачности для выявления по космическим снимкам активных разломов, но и отмечал приуроченность к ним повышенного числа аварий на газопроводах.
Механизм воздействия выбросов подземной энергии Земли на техногенные объекты, о которых говорит И. Яницкий, до конца не изучен. Возможно, большую роль в катастрофах играет не непосредственное воздействие эндогенных процессов на горные породы и рельеф местности, приводящих к искривлению рельс или деформации газопроводов, и не влияние возникающих при этом аномальных физических полей на технические устройства, а изменение под их воздействием психики человека.

А вот мнение о причинах техногенных катастроф кандидата геолого-минералогических наук Александра Зайцева, изучающего связь геофизических полей на Урале с авариями на рудниках, шахтах и карьерах. В память компьютера были заложены данные о геофизических полях и интенсивности современных тектонических движений на территории Урала. Статистический анализ позволил проанализировать огромный объем информации и выявил места, где наблюдалась корреляционная связь между полями, и участки, где такие связи, обусловленные существованием нормальных геологических систем, были нарушены. Когда на полученную карту наложили данные по аварийности, случающиеся не только на горно-обогатительных комбинатах, но и на транспорте, специалисты были поражены. Большинство аварий оказалось в пределах участков с отсутствием нормального соответствия между геофизическими полями. Наиболее густо легли аварии и катастрофы на Соликамском, Восточно-Башкирском и Карабахском участках. По словам Александра Заицева, создавалось впечатление, что кто-то «подталкивает людей», работающих на этих участках, к принятию неправильных, опасных технологических решений.

К схожему выводу пришел президент Ассоциации инженерной биолокации Владимир Хлопков. Еще 15-20 лет назад руководимая им Ассоциация проводила интересные исследования на территории Московской области. С помощью биолокационной рамки были выявлены зоны с аномально активными биополями. Затем полученные данные сопоставили с аварийностью автотранспорта. Оказалось, что в местах пересечения биоактивных зон, многие из которых связаны с разломами в горных породах, число аварий резко возрастало. Владимир Хлопков объяснял такую приуроченность явлением мгновенного «отключения» сознания некоторых водителей, наиболее восприимчивых к воздействию биополя при пересечении техникой активных зон. По его мнению, А. Зайцеву удалось решить очень сложную научную задачу - подтвердить геофизическими материалами существование на Урале геопатогенных областей, где проведение любых работ связано с неоправданным риском.

С мнением В. Хлопкова совпадают выводы, доложенные инженером-экологом Виктором Кармановым на заседании клуба «5x5», долгое время существовавшего при еженедельной экологической газете «Спасение». По мнению В. Карманова в организме летчиков при воздействии интенсивных излучений происходят сбои. Именно они могут являться причиной неожиданной и, казалось бы, необъяснимой гибели воздушных кораблей.

Можно не соглашаться с гипотезой, выдвинутой И. Лницким и Э. Бородзичем она еще не выражена в виде четких формул, не обращать внимание на опыт геологов они много лет используют при картировании активных разломов рисунок облаков, но не пытаются дать этому феномену физическое обоснование, пренебрегать результатами исследований операторов биолокации (эта наука еще не признана официально), однако ясно: если мы не хотим, чтобы наши самолеты продолжали неожиданно падать на землю, связь между местами аварий и процессами, идущими в глубинах недр, должна быть серьезно изучена.

Михаил БУРЛЕШИН,
кандидат геолого-минералогических наук

<< Назад