"Ферми" не нашел следов темной материи

Орбитальный телескоп "Ферми" не смог подтвердить наличие избытка высокоэнергетических электронов в космическом излучении. Этот избыток рассматривался учеными как одно из доказательств существования так называемой темной материи. О результатах наблюдений физики доложили на Съезде американского физического общества, который прошел в Денвере, штат Колорадо, а краткое изложение доклада приводит Science NOW.

Компьютерная модель телескопа Напомним, что избыток электронов был обнаружен после анализа данных, собранных аппаратом ATIC в период с 2000 по 2003 год в Антарктике. В рамках миссии ученые запускали на высоту около 35 километров специальные аэростаты с оборудованием на борту. Целью исследования было изучение потоков заряженных частиц из космоса.

По словам американских физиков, им не удалось обнаружить характерного "пика" в графике распределения электронов по энергиям в районе значений 300-800 гигаэлектронвольт. При этом статистика новых наблюдений заметно лучше, чем у предыдущего исследования: "Ферми" зарегистрировал около 4 миллионов электронов с подходящей энергией, в то время как ATIC успел обнаружить их всего несколько сотен тысяч.

Избыток высокоэнергетических электронов, обнаруженный антарктической экспедицией, стал предметом споров в научной среде с ноября 2008 года. Некоторые физики заявили, что вероятной причиной избытка может быть аннигиляция частиц темной материи. Среди альтернативных объяснения было наличие в относительной близости от Земли невидимого источника подобных электронов, например, черной дыры средней массы.

Далеко не все специалисты оказались удовлетворены результатами наблюдений "Ферми". Некоторые из них отмечают, что аппаратура телескопа менее чувствительна в изучаемом диапазоне энергий, чем детекторы ATIC. Последнее должно приводить к тому, что на графике будут наблюдаться не характерные "пики", а размытые "возвышения". Физики отмечают, что на представленном на докладе графике такие возвышения видны.

Кроме этого в пользу существования темной материи говорят данные, полученные аппаратом PAMELA (Payload for Antimatter Matter Exploration and Light-nuclei Astrophysics - Аппарат для исследования антиматерии и астрофизики легких ядер). Он установлен на российском спутнике "Ресурс-ДК1", который был запущен с космодрома Байконур 15 июня 2006 года. Датчикам устройства удалось зафиксировать в космических лучах избыток позитронов, что, по некоторых теориям, также является результатом аннигиляции частиц темной материи.

Считается, что привычная нам материя составляет всего пять процентов всей массы-энергии Вселенной. Из оставшихся 95 процентов 23 приходится на темную материю, а 72 - на темную энергию. Про вторую вообще мало что известно, а первая представляет собой загадочную субстанцию, которая участвует в гравитационном взаимодействии, но не участвует в электромагнитном (отсюда "темная" в названии, поскольку свет имеет электромагнитную природу).

lenta.ru