2008: Знаковый год для космических полётов

Это поистине был знаменательный год для полётов в космос. Он видел запуск самого мощного в мире экспериментального гамма-телескопа, самое большое пространство для космической станции, первый индийский лунный модуль и даже первого космического туриста во втором поколении.

Итак, 10 самых знаменательных событий 2008:

10. Запуск первого космического туриста второго поколения

Ричард ГэрриоттРичард Гэрриотт, сын бывшего астронавта НАСА Оуэна Гэрриота, стал первым американским туристом второго поколения, который достиг орбиты на борту ракеты Союз в октябре 2008. За порядочную сумму в $30 миллионов, заплаченную российскому Федеральному космическому агентству через частную американскую фирму Space Adventures (Космические приключения), Гэрриот забронировал себе 10-дневный отпуск на Международной Космической Станции (МКС). Во время своего пребывания на орбите Гэрриот проводил научные эксперименты, вёл просветительскую деятельность и даже принёс на борт флэш-диск с записями самых великих достижений человечества, копиями аватаров в одной из его компьютерных игр и цифровыми версиями ДНК людей. По совпадению Гэрриот летал на космическую станцию, когда она находилась под командованием российского космонавта Сергея Волкова, сына известного космонавта Александра Волкова. Оба встретились на орбите и вернулись на Землю вместе в конце октября.

Запуск шатлов9. Самое большое количество запусков космических челноков с 2002

НАСА совершило запуск четырёх космических шаттлов в 2008 – и каждый из них благополучно вернулся домой. Это самое большое число запусков шаттлов с 2002, что особенно примечательно после событий трагедии Колумбии в 2003. В этом году миссии доставили жизненно важные компоненты на МКС, включая крупный вклад из Японии, Европы и Канады. Ещё одна миссия – по обслуживанию космического телескопа Хаббл – так и не состоялась, запуск был отложен до 2009. На 2009 год НАСА уже запланировало шесть подобных запусков.

8. Запуск космического гамма-лучевого телескопа

Одни из самых загадочных феноменов космоса – сверхмассивные чёрные дыры, тёмная материя и таинственные взрывы, названные гамма-всплески – вскоре могут стать более понятными благодаря гамма-лучевому космическому телескопу Ферми, НАСА, который был запущен в июне. Самый мощный в мире телескоп для наблюдения Вселенной в свете высокоэнергетического гамма-излучения, обсерватория была первоначально названа GLAST, но затем название изменили в честь итальянского учёного Энрико Ферми (Enrico Fermi), когда телескоп уже находился в космическом пространстве.

7. Полёт первого европейского грузового модуля

В марте к космической станции присоединился новый космический модуль. Автоматический межорбитальный транспортный аппарат Жуль Верн доставил продукты питания и необходимые предметы обеспечения космонавтам орбитальной лаборатории. После запуска и успешной стыковки со станцией модуль, как и было запланировано, исчез в огненном погружении в атмосфере Земли.

6. Международной Космической Станции исполнилось 10 лет

МКС парит над нами в космическом пространстве вот уже 10 лет, постоянно увеличиваясь в размере, играя огромную роль в научном сотрудничестве между нациями. 20 ноября $100 миллиардная МКС отметила 10 годовщину, десятилетие со времени запуска первого модуля Заря российского производства. С годами лаборатория выросла из эквивалента однокомнатной квартиры в трёх этажный особняк, приняла 165 посетителей из 15 стран и обошла вокруг Земли более 57,309 раз. В июне лаборатория получила ещё один дополнительный модуль, японскую лабораторию Кибо (Kibo) размером с туристический автобус. Грандиозная космическая станция ещё не полностью укомплектована – ещё восемь космических миссий НАСА доставят недостающие компоненты к 2010 году.

Частная ракета Фалькон 1 наконец-то достигла орбиты5. Частная ракета Фалькон 1 наконец-то достигла орбиты

В сентябре частная компания SpaceX – технологии исследований космоса – совершила успешный запуск своей ракеты Фалькон 1 (Falcon 1), после шести лет безуспешных попыток запуска первой неправительственной ракеты в космос. Успех компании доказал, что технологии SpaceX позволяют продолжить путь и начать осуществление главной цели – запуск недорогих коммерческих ракет. На разработку и испытания ракеты-носителя ушло почти $100 миллионов, но будущие полёты будут стоить около $8 миллионов или меньше, как утверждают представители компании. В настоящее время SpaceX готовится к запуску ракеты большего размера – Фалькон 9 – с мыса Канаверал (Флорида,США), SpaceX является одной из двух фирм-претендентов на контракт НАСА по доставке космических грузов на МКС.

Отправка индийского модуля к Луне4. Отправка индийского модуля к Луне

Индийский космический модуль Чандраян 1 стал первым национальным космическим кораблём, который отправился на пределы земной орбиты, достигнув Луны в ноябре этого года и начав запланированную двухлетнюю исследовательскую миссию. Данное достижение утвердило растущую космическую мощь Индии и стало отправной точкой в осуществлении целей в будущем – начало космической программы с участием людей и высадка лунохода на поверхность Луны.

Китайский космонавт впервые вышел в открытый космос3. Первый выход в открытый космос для Китая

Китайские астронавты в сентябре провели первый выход в открытый космос. Китай отправил в космос троих астронавтов в рамках миссии Шенчжоу 7, третьего национального космического полёта с участием людей. Жай Жиганг (Zhai Zhigang) стал первым китайским космонавтом, вышедшим в открытый космос в скафандре отечественного производства. Космическая прогулка продолжалась 20-минут. Это событие продемонстрировало впечатляющие технологические достижения Китая, всего третьей страны после России и США, которая самостоятельно отправила человека в космос.

Успешная высадка робота на поверхность Марса2. Успешная высадка робота на поверхность Марса

Марсианский исследовательский аппарат Феникс, НАСА, высадился на Красную планету в мае – первый успех с 2004 года. Стационарный космический модуль провёл более пяти месяцев, исследуя окружающую среду арктических равнин на признаки потенциальной жизни на Марсе, и подтвердил наличие водного льда под грунтом. Феникс высадился на Марсе севернее, чем любой другой посадочный модуль до него, он доставил на Землю ценные снимки и результаты экспериментов с нашей соседней планеты. После плодотворной исследовательской деятельности 2 ноября модуль, в конце концов, истощил свои запасы энергии, т.к. с наступлением осени и появлением затмевающей свет атмосферной пыли на участке его работ стало недостаточно солнечного света.

50-я годовщина НАСА1. 50-я годовщина НАСА

1 октября Национальному управлению по аэронавтике и исследованию космического пространства, НАСА, исполнилось 50 лет – полвека достижений в исследовании космоса, в возможности которых многие сомневались ещё до момента основания в 1958 году. Пока одни рассуждают о продолжительном отсутствии летающих автомобилей, другие признают, что НАСА прошло долгий путь с тех пор, как американцы с завистью смотрели на Спутник, пролетавший над головой. НАСА побывало на луне, построило флотилию многоразовых космических шаттлов, проводило совместную работу с другими странами по конструированию долговременной орбитальной станции для научных исследований. Не обошлось и без трагических событий на этом долгом пути: жизни астронавтов Аполлон 1, Челленджер и Колумбия свидетельствуют о высокой цене этих великих достижений. Но несмотря на все разочарования и неудачи НАСА не собирается останавливаться. Кто знает, что принесут нам следующие 50 лет?

По информации Infuture.ru