Вернуться на Луну, исследовать Марс и двигаться дальше

Скотт Хоровиц совершил четыре полета в космос на шаттле, последний – в качестве командира. Летчик-испытатель. Имеет степень доктора в области разработки аэрокосмической техники. В сентябре 2005 года занял должность ассоциированного администратора НАСА по созданию систем для исследования космоса, то есть фактически стал заместителем главы агентства по разработке техники для «возвращения» на Луну. Он является автором концепции «Арес-1» – нового носителя для следующего поколения космических кораблей США типа «Орион». В октябре прошлого года Хоровиц ушел из НАСА и в настоящее время возглавляет собственную консалтинговую аэрокосмическую фирму «Докс Аэроспэйс». В эксклюзивном интервью для «НГ» накануне Дня космонавтики американский астронавт Скотт Хоровиц делится своими взглядами на развитие мировой пилотируемой космонавтики.

– Скотт, в чем заключается разница между программой «Аполлон» и программой «возвращения» на Луну «Видение исследования космоса», провозглашенной президентом США Джорджем Бушем-младшим в 2004 году? Как известно, в этом последнем документе подтверждается приверженность Белого дома и Конгресса США нынешней американской пилотируемой лунной программе.

Сохранится ли данный уровень приверженности и при новом президенте США?

– Самая большая разница между политической поддержкой, оказанной «Аполлону» и нынешней лунной программе, в том, что у последней отсутствует мотивировка <целей и задач> в духе холодной войны. Более внимательный взгляд на «Видение исследования космоса» и одобренный в 2005 году Конгрессом законопроект о выделении средств в бюджет НАСА позволяют получить достаточно полное представление о политической поддержке «Видения».

Во-первых, оба этих документа дают четкие указания НАСА завершить строительство Международной космической станции, списать шаттлы к 2010 году, построить новую космическую транспортную систему, «вернуться» на Луну, исследовать Марс и двигаться дальше. Единственная разница между этими двумя документами состоит в том, что Белый дом поручил НАСА ввести в эксплуатацию новую космическую транспортную систему к 2014 году, а Конгресс – как можно скорее после 2010 года.

Во-вторых, поскольку директивы Белого дома и Конгресса очень похожи друг на друга (а директива Конгресса была поддержана как демократами, так и республиканцами), то можно говорить о том, что «Видение» одобряют все основные политические силы США.

И в-третьих, на достижение данных целей было выделено соответствующее финансирование. В то время как большее количество денег могло бы ускорить движение к этим целям, сочетание четких директив, стабильного финансирования и стабильного лидерства позволит нам достичь их наименее затратным и наиболее эффективным способом.

За последние три года был сделан существенный прогресс в реализации «Видения», в частности, были выданы контракты на создание всех основных элементов ракеты-носителя «Арес-1» и космического корабля «Орион» (CEV. – Ю.К.). На конец этого года запланировано испытание системы аварийного прерывания старта носителя, а на следующий апрель – полномасштабные испытания первой ступени пятисегментного твердотопливного ускорителя с последующим первым полетом ракеты-носителя «Арес-1Х».

– Какие главные технические сходства и различия между программой «Аполлон» и нынешней лунной программой США?

– Главное сходство состоит в том, что экипаж, как и в случае с «Аполлоном», будет прибывать на околоземную орбиту, а после завершения лунной миссии – возвращаться с нее на Землю в пилотируемой капсуле. Будет также использоваться тяжелая ракета-носитель «Арес-5» (цифра «5» в ее названии дана в честь «аполлоновской» ракеты-носителя «Сатурн-5», с которой «Арес-5» соизмерим по размерам и мощности. – Ю.К.).

Наконец, и в том и в другом случае главный пункт назначения – Луна. Но на этом, собственно, сходство и заканчивается. Основная разница заключается в том, что нынешняя программа не «гонка», нацеленная на достижение краткосрочных целей, а лишь этап в осуществлении долгосрочной программы. Капсула «Ориона», обитаемый отсек корабля, похожа по форме на капсулу «Аполлона», но это – совершенно другая машина, которая может доставить на околоземную орбиту до шести человек («Аполлон» мог только трех. – Ю.К.), а на окололунную – четверых. Кроме того, «Орион» будет оснащен новым оборудованием и системами.

Экипаж прибудет на околоземную орбиту с помощью носителя «Арес-1», состыкуется со «Ступенью для отхода от Земли» и лунным модулем, которые будут доставлены туда носителем «Арес-5». Это – отличие от «Аполлона», когда все элементы для лунной миссии выводились на околоземную орбиту с помощью одного носителя «Сатурн-5». Подобный подход увеличит безопасность для экипажа (она будет на порядок больше, чем при полетах на «Спэйс Шаттле»), позволит доставлять на Луну значительно большие полезные нагрузки, а также обеспечит универсальность, требуемую для освоения космоса в течение последующих десятилетий, включая миссии на Марс и далее.

В рамках нынешней лунной программы планируется построить базу на одном из лунных полюсов («Аполлоны» садились в экваториальной области) с тем, чтобы проводить там научные работы и исследования в течение продолжительных периодов времени – месяцы и годы, а не дни, как во времена «Аполлона».

– Соединенные Штаты решили построить базу на Луне в качестве этапа, предшествующего пилотируемому полету на Марс. Ученые и инженеры российской космической отрасли считают, что, используя колоссальный опыт России в области длительных космических полетов, они могут пропустить «лунную стадию» и начать исследование и освоение Марса с облетно-орбитальной миссии к нему, за которой последует посадочная миссия. На ваш взгляд, какие плюсы и минусы у каждого из этих подходов?

– Преимущество нынешнего плана (Луна, Марс и далее) состоит в том, что он использует испытанный и проверенный метод, известный как «наращивание» опыта.

У нас имеется огромный багаж знаний о том, как люди живут и работают в условиях обычного земного притяжения, некоторые знания о том – как в невесомости в течение длительного времени, и нет никакой информации о том – как в условиях «частичной» силы тяжести в течение продолжительных периодов времени. Низкая земная орбита находится примерно в 400 километрах от Земли. Путь вокруг Земли на этой высоте измеряется часами и минутами. Луна находится почти в 400 000 километров от нашей планеты. Чтобы слетать туда и обратно, потребуются уже дни. Что же касается Марса, то он находится в среднем в 400 000 000 километров от Земли. Дорога туда и обратно займет месяцы, а то и годы.

Метод «наращивания» необходимо применить к разработке принципов эксплуатации космической техники, систем, которые должны быть как надежны, так и ремонтопригодны. К числу этих систем относятся система жизнеобеспечения, приборное оборудование, двигательные установки, система входа в плотные слои атмосферы и посадки.

Космическим экипажам также будет необходимо «наращивать» свой опыт. Создание базы на Луне будет очень похоже на создание базы в Антарктике. Мы не только узнаем на Луне много нового, что впоследствии поможет нам осуществить марсианскую экспедицию. Луна для нас – это следующий логический шаг в направлении международного сотрудничества, научных открытий, а также коммерческого освоения космического пространства.

– Какова будет отдача, в частности экономическая, для людей от марсианской пилотируемой миссии?

– Освоение космоса, включая Марс и прочие небесные тела, приносит большую отдачу в самых разных областях. Что касается экономической отдачи, то здесь одним из главных является то, что я называю «увлечение поколения». Благодаря космической программе мое поколение увлеклось и стало профессионально заниматься наукой, инженерией, разработкой новых технологий. Быть может, это даже самая важная экономическая отдача для общества – обеспечивать его увлеченными, технически грамотными специалистами, которые помогут нам качественно расти и развиваться в сегодняшней крайне технологизированной мировой экономике.

– На ваш взгляд, сохраняется ли у нынешней космической программы потенциал для укрепления национального престижа и авторитета государства – так, как это в свое время сделали запуск первого спутника, полет Гагарина и программа «Аполлон» для укрепления престижа и авторитета Советского Союза и Соединенных Штатов? Продолжает ли новаторское освоение космоса восприниматься в мире как проявление политической воли, а также технологической и экономической мощи государства?

– Безусловно! Пилотируемое освоение космоса, без сомнения, укрепляет национальный престиж. Сомневаетесь – взгляните, как это делают другие страны, включая Индию и Китай. Они понимают, какие прямые и косвенные блага приносит эта важнейшая деятельность.

Юрий Караш | Опубликовано в Независимой Газете от 23.04.2008

<< Назад